Posted 25 июля 2004,, 20:00

Published 25 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

«Белый» список меценатов

25 июля 2004, 20:00
Госдума в начале августа во втором чтении рассмотрит поправки в Налоговый кодекс, которые ужесточат контроль за финансированием общественных объединений. Хуже станет «теневым» бизнесменам, гражданским активистам и оппозиционерам.

Готовящиеся меры – прямой ответ на недвусмысленный наказ президента, прозвучавший еще в мае. «В нашей стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов. Но далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей, – отметил Владимир Путин в послании Федеральному собранию. – Для части этих организаций приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов, для других – обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов».

Сегодня не облагаемые налогами гранты можно получать, только работая в сфере науки, искусства, охраны окружающей среды, образования и культуры. Поправки распространят эту льготу на сферы «охраны населения (СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан».

По нынешним законам российские благотворители могут выдавать некоммерческим организациям гранты из чистой прибыли. Эти гранты не облагаются налогом на прибыль, а меценаты и спонсоры не обязаны сообщать государству, кому и сколько денег они дали. Такое же право есть у почти сотни иностранных организаций. Для них специальный правительственный список уже существует и действует.

По новым правилам «гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, а также некоммерческими организациями по перечню, утверждаемому правительством Российской Федерации». Иностранные же спонсоры теперь будут регистрировать пожертвования в специальной правительственной комиссии. То есть всем потенциальным благотворителям придется встать на учет в правительстве. А поскольку порядок самой регистрации не прописан, то можно запросто в ней отказать.

Поправки в НК могут иметь три следствия. Во-первых, они закроют старую схему ухода от налогов. Состоит она в том, что бизнесмен выделяет не облагаемый налогами грант общественному объединению, которое затем возвращает деньги «черным налом», оставив себе лишь маленький процент.

Во-вторых, правительство сможет «отрезать» от списка неугодных спонсоров – представителей тех самых «зарубежных фондов» и «сомнительных групповых и коммерческих интересов». Особенно если последние выделяют деньги оппозиции.

В-третьих, поправки осложнят жизнь общественным объединениям. Многие, даже вполне добросовестные спонсоры вряд ли захотят лишний раз регистрироваться у чиновников и вообще перестанут финансировать третий сектор. При этом «отмыватели» денег не пострадают – они просто начнут носить взятки не только в МНС, но и в Комиссию по благотворительности.

Кстати, по экспертным оценкам, в 2003 году три десятка крупнейших спонсоров выделили российским некоммерческим организациям около 150 млн. долларов. Всего «грантодателей» примерно полторы сотни, причем две трети из них – иностранные. Общественных организаций в нашей стране насчитывается около 300 тыс., но многие из них фиктивны, и реальное число может быть меньше в десятки раз.

"