Posted 26 июня 2017,, 06:38

Published 26 июня 2017,, 06:38

Modified 8 марта, 02:01

Updated 8 марта, 02:01

Российские работодатели не спешат поднимать зарплаты

Российские работодатели не спешат поднимать зарплаты

26 июня 2017, 06:38
За первые полгода 2017 года отечественные компании поднимали зарплату в два раза реже, чем зарубежные, работающие в России.К такому выводу пришли эксперты проекта «HR Lab. – Лаборатория HR Инноваций», проведя исследование для Аналитического центра «АльфаСтрахование».
Сюжет
Деньги

Данные получены в результате опроса сотрудников HR-служб 100 российских и международных компаний с оборотом от 100 млн руб. в год. В текущем году лишь 7% российских компаний сделали надбавку в то время, как среди международных компаний этот показатель достиг 15%. Размер прибавки в российских компаниях оказался на уровне международных. Тогда как год назад надбавки провели 41% международных и 38% российских компаний. И российские работодатели повысили зарплату своим сотрудникам в среднем на 5% выше, чем иностранные.

Специалисты рекрутинговой компании Antal Russia, опросив в 2017 году 8,2 тыс. работников российских и международных компаний, выяснили, что зарплату повышали 55% международных компаний и только 30% российских. При этом в 57% российских компаний доходы персонала не изменились, а в 13% даже уменьшились. Международные компании в 5% случаев уменьшили зарплаты и в 40% оставили их без изменений.

Если говорить о динамике повышения зарплат, в большинстве международных компаний (65%) доходы повышались на 10% и менее. В российских компаниях незначительное повышение (до 10%) зарплаты сотрудники получили в 38% случаев. На 11-30% зарплата выросла в 29% российских компаний и в 19% международных, а рост на более чем 31% произошел в 33% российских компаний и лишь в 16% международных.

Что касается ежегодных бонусов, то их получили 55% опрошенных в 67% международных и в 40% российских компаний. Бонус в размере до 20% годового заработка получили сотрудники 57% международных фирм и 43% российских. Бонусы в размере 29% от годовой зарплаты и выше в российских компаниях получали чаще, чем в международных.

Портал HeadHunter в проекте «Банк данных заработных плат» отметил, что за период с марта 2016 г. по март 2017 г. больше всего выросли зарплаты в сфере IT (+27%), второе место принадлежит MySQL-администрированию (+20%), третье – производству строительных материалов (+17,5%).

В российских компаниях практикуют разный подход к оплате работы генерального директора и остальных сотрудников. Дмитрий Чередник, управляющий партнер SalesUp Consult считает, что зарплата генерального директора однозначно должна быть процентом прибыли компании – при условии выполнения планов по росту и развитию, определенными советом собственниками на каждый год. Тем не менее, зарплата генерального директора не должна разительно отличаться от зарплаты других сотрудников компании, уверен Алексей Карфидов, генеральный директор лаборатории промышленного дизайна «Карфидов Лаб»: «Если средняя заработная плата по компании – 40 тысяч рублей, а первое лицо получает 500 – это не совсем правильно. Такая ситуация создает непреодолимый барьер между сотрудниками и руководством и лишает директора чувства реальности. В мировой практике есть примеры, когда компании осознанно устанавливают ограничения, во сколько раз доходы генерального директора максимально могут превышать средний показатель по компании. И, на мой взгляд, это разумно».

В периоды, когда компания достигает высоких показателей, оплата некоторых сотрудников может достигать или даже превышать оклад генерального директора, уверен Карфидов. Для стартапов нередки случаи, когда «директор и вовсе отказывается от зарплаты – отдает ее сотрудникам или пускает на развитие проекта. Это происходит, когда бизнес еще не окреп, доходы компании невелики, а команду удержать нужно».

Ключевым показателем для размера заработной платы должен быть результат, который достигнут компанией за определённый промежуток времени. Вознаграждение менеджера, будь то генеральный директор или специалист среднего звена, должна складываться из двух составляющих: фиксированной ставки и премии за результат. Конкретные цифры зависят не столько от чьего-то личного желания, сколько от ситуации в каждой конкретной отрасли, полагает Никита Куликов, исполнительный директор HEADS consulting.

"