Posted 25 июня 2009,, 20:00

Published 25 июня 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:18

Updated 8 марта, 07:18

Они его теряют

Они его теряют

25 июня 2009, 20:00
После фактической ликвидации промышленности в «лихие 90-е» на сегодня около 96% из 53 тыс. латвийских предприятий относятся к категориям «микро» и малых. На первых работают менее 10 человек, на вторых – от 10 до 49. По статистике прошлого года, сектор малого и среднего бизнеса дал стране 67% ВВП и около 73% рабочих мес

В разговоре с «НИ» президент конфедерации предприятий малого и среднего бизнеса Эрик Розенцвейг заявил: «У Латвии две беды – бездарная власть и… бездарная власть». Свой приговор он обосновал примерами из экономической жизни страны. «Антикризисная рекомендация Евросоюза звучит четко: банки должны финансировать предпринимательство. А у нас государство финансирует банки, а банки не дают кредиты практически никому. В нормальных странах заем выдается под бизнес-план, который перед этим посмотрели эксперты и дали заключение: да, это реальный план, – рассказал эксперт. – А у нас первым делом – дай залог! Крупные латвийские предприятия составляют 0,7% от общего количества компаний. Вот они и получают деньги ЕС. Есть, скажем, одно предприятие, которое профессионально занимается дигитализацией – переводом информации в цифровую форму. У них есть заказы из Швеции, из нашей Национальной библиотеки и еще много чего по мелочам. Но им нужно оборудование, которое тянет на полмиллиона. Нашли гаранта, который эти деньги «закрывает» своим миллионом. И все равно кредит не дали. В чем проблема? Оказывается, предприятие моложе трех лет…»

Местная пресса пишет о мытарствах ученого Бориса Батырева, который работал в оборонном НИИ в Москве, а сейчас живет в Латвии. Он готов внедрять в стране свои уникальные разработки, но семь лет не может найти инвестора. Проекты не требуют больших вложений, но даже изготовить опытный образец и запатентовать изобретение – проблема. Ученый потратил год, чтобы найти инженера, способного изготовить микросхему. Недавно обнаружил фирмочку на «развалинах» завода ВЭФ и человека, который справился с задачей. Когда же образец был готов, изобретатель столкнулся с преградой в Латвийском патентном бюро. Он подал заявку на русском языке, но ее потребовали перевести на государственный. А за перевод 30 страниц технического текста никто не берется! В латышском языке не хватает терминов, а у переводчиков – необходимой квалификации.

Глава финансовой компании IBS Prudentia Гиртс Рунгайнис отмечает: «Увы, у нашего правительства никогда не было приоритета поддерживать предпринимателей. Эти люди просто не понимают, что выход из кризиса напрямую зависит от того, как бизнес сможет выжить и развиваться. Деньги нужно было бы тратить на две вещи – поддержку освоения еврофондов и доступ бизнеса к оборотным средствам. А что происходит у нас? Повышаются налоги, бизнес реально несет тяжелое налоговое бремя. Но это же абсурд! Страна стала еще менее привлекательной для инвесторов».

По мнению директора компании Eventus Partners Раймондса Даукштса, сегодня три четверти латвийских предприятий испытывают финансовые трудности. Председатель консультативного совета по малому и среднему предпринимательству и ремесленничеству при минэкономики Силвия Гресте обращает внимание, что за последние месяцы в соседней Литве резко возросло количество предприятий, владельцами которых являются жители Латвии. И многие из них экспортируют латвийские товары в Россию через Литву, так как там эта процедура намного проще. Главной причиной, почему предприниматели хотят покинуть Латвию, эксперты называют слишком высокие издержки: здесь не только неэффективная система администрирования налогов, но и огромная бюрократия. По словам Айнарса Брувелиса, главы фирмы Lursoft, ведущей базу данных фирм, в оттоке местных предпринимателей виновато правительство и его неумелые действия. Существенно меняя налоговую политику, оно пугает зарубежных инвесторов, что приводит к потере налогоплательщиков.

Президент Института европейских исследований доктор экономических наук Александр Гапоненко заявил от имени группы из 18 экспертов, обсуждавших проблемы кризиса в стране: «Из-за взятых огромных кредитов Латвия уже потеряла финансовый суверенитет. Брать новые кредиты, не имея плана их возврата, означает полную потерю и политического суверенитета, конец проекта «Вторая Латвийская республика». Внутри страны это будет означать полную ликвидацию национального бизнеса, уничтожение предпринимателей как класса».

"