Posted 25 июня 2009,, 20:00

Published 25 июня 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:18

Updated 8 марта, 07:18

Член президиума ОПОРы России Александр Кондратенков:

Член президиума ОПОРы России Александр Кондратенков:

25 июня 2009, 20:00
Почему предприниматели не разделяют оптимизма властей по поводу сроков выхода страны из кризиса. Какие новые ниши появляются в стране для развития малого бизнеса. Что государство должно сделать, чтобы эти ниши были заполнены. Обо всем этом «Новым Известиям» рассказал член президиума ОПОРы России Александр КОНДРАТЕНКОВ.

Кризис бушует в России уже более полугода. Можно ли сказать, что малый и средний бизнес (МСБ) уже привык к нему, адаптировался к новым условиям?

– Кризис, конечно, ударил по всем – и по большим, и по малым. Но главное его проявление для МСБ состоит в том, что для предпринимателей он обернулся резким снижением платежеспособного спроса, а это потянуло целую цепочку негативных явлений, в первую очередь сокращение производства. К тому же обострились все проблемы, которые накапливались в последние годы сытости: налогообложение, административные барьеры, тенденция к монополизации рынков, рост тарифов. Гораздо отчетливее, чем в докризисные времена, мы поняли, насколько запутаны у нас многие вопросы в области земельных, имущественных отношений, в сфере приватизации. Весь этот ком проблем стал для МСБ серьезным тестом на выживание. И сказать, что предприниматели с ними справляются, к сожалению, нельзя. Выживают главным образом за счет оптимизации расходов, сокращения издержек, сокращения бизнеса. С другой стороны, кризис, если вспомнить зарубежный опыт, должен стать стимулом развития МСБ, которое может стать мощнейшим инструментом для восстановления нашей экономики.

– Но чего все-таки больше – пессимизма или оптимизма?

– Это зависит от того, кто делает прогнозы. Руководство страны, например, считает, что все будет лучше, чем думали, когда кризис начинался. Наши ощущения – что 2010 год будет для бизнеса хуже, чем нынешний. Например, в страховании – той отрасли, где я работаю, основные проблемы еще не начались, они придутся на ближайшую осень и 2010 год.

– Специалисты по-разному оценивают направления возможного прорыва, который поможет нашей экономике вылечиться. В какой отрасли в этом смысле мог бы лучше других проявиться МСБ?

– В мировой истории этот кризис не первый и не последний, поэтому нам нужно учиться на международном опыте. Например, в Штатах таким направлением в свое время явилось дорожное строительство и придорожная инфраструктура. Объекты дорожного сервиса – это историческая вотчина малого и среднего предпринимательства. Это заправочные станции, станции техобслуживания, магазины, мотели, рестораны. В России же это – непаханое поле. Доступ к освоению придорожных полос, к строительству объектов дорожного сервиса мог бы стать у нас мощной поддержкой субъектам МСБ. Это новая наша идея. На сегодняшний день протяженность российских дорог – сумасшедшая цифра: 1 млн. 100 тыс. км; государство, несмотря на кризис, намерено строить новые магистрали и модернизировать существующие. Если бы государство пустило туда малых и средних предпринимателей, все бы от этого только выиграли.

– А сейчас не пускает?

– Государство принимает целевую программу, говорит о повышении эффективности в этой отрасли, но все это предполагает упорядочение использования земель, придорожных полос и дорог. На сегодняшний день на практике получить земельный участок под создание объекта – будь то кафе, АЗС или что-то другое – очень проблематично. Причина – на муниципальном уровне очень долгие процедуры согласования, серьезные работы (подчас непосильные особенно для малого бизнеса) по подключению к коммуникациям, сетям. Но эти проблемы, на наш взгляд, разрешимы. Необходимо закрепить принцип, при котором проектирование и реконструкция дорог предполагает централизованное выделение площадок для объектов дорожного сервиса. Плюс к этому нужно возложить на государство функцию подготовки участков под строительство и обустройство объектов дорожного строительства.

– То есть госкомпанию по дорогам создать?

– А она и так будет. В Госдуме ко второму чтению подготовлен законопроект о создании госкомпании «Российские автомобильные дороги». Мы это поддерживаем в надежде, что появится единый хозяин, который сможет централизованно осуществлять распределение участков и проявлять единые подходы, в том числе к развитию малого и среднего бизнеса в этой сфере. Мы представили свои предложения в Министерство транспорта, в Минэкономразвития, общались с ФАС. Идея заключается в том, чтобы определенное количество участков дорожного сервиса гарантировано предоставлялось под застройку именно малым и средним предпринимателям. То есть речь идет о выделении определенной гарантированной доли участия МСБ в развитии объектов дорожного сервиса.

– Какой именно?

– Мы считаем минимум 50%. Повторюсь, что объекты дорожного сервиса – это вотчина МСБ.

– И тогда предприниматели радостно побегут осваивать дороги и все их проблемы будут решены?

– Я этого не говорил. Просто это одна из новых ниш, в которой МСБ мог бы успешно развиваться, принося пользу всем. А проблемы нужно решать параллельно, их множество. Прежде всего необходим доступ к финансовым ресурсам. Ставки по кредитам сегодня стали запретительными. Даже о 25% годовых говорить уже не приходится – просят 30% и больше. Это означает, что кредитования просто не существует. Малый бизнес, который и так имеет немного финансовых ресурсов, оказался фактически их лишен. Проедаются оборотные средства – насколько это серьезно, думаю, понятно без объяснений. Несмотря на все разговоры, крайне высокими остаются тарифы на энергообеспечение. За последнее время их рост составил 40–60%, для малого бизнеса это неподъемно. А возьмите арендные ставки – коммерческая аренда падает, муниципальная растет. Наши коллеги говорят, что в ряде российских регионов доля аренды оставляет до 70% оборота предприятия. Ну и налоги, конечно. Никто не отказывается их платить, но в условиях кризиса обороты падают, многие предприятия несут прямые убытки. Именно поэтому сообщество предпринимателей не раз просило государство ввести отсрочку по уплате налогов в 2009 году.

– А дальше все наладится?

– Это зависит от того, как долго еще продлится кризис. Если он закончится уже в 2010 году, может, и наладится, если нет – речь должна идти о больших сроках. Признано, например, что налоговую нагрузку по «упрощенке» необходимо снизить с 15 до 5%. Но это отдается на решение региональных властей, и на практике такое стало реальностью менее чем в тридцати регионах.

"