Posted 25 мая 2010,, 20:00

Published 25 мая 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:47

Updated 8 марта, 06:47

Не утомленные пеплом

Не утомленные пеплом

25 мая 2010, 20:00
Еще полтора месяца назад никому и в голову не приходило, вылетая из Москвы, скажем, в Барселону или Лондон, поинтересоваться,как дела в Исландии. Сегодня все, кто готовится к путешествию, в первую очередь думают, а не сорвет ли их полетные планы вулкан Эйяфьятлайокудль. А ведь начинается большой сезон отпусков. Многие

Вулкан снижает активность. Но осадок у сотен тысяч потенциальных туристов, как говорится, остался. При этом «НИ» выяснили, что в случае форсмажора рассчитывать авиапассажиры могут только на добрую волю перевозчиков или туроператоров. По закону нам никто помогать не обязан.

Те, кого исландский вулкан заставил лично прочувствовать, как зыбки могут оказаться наши, казалось бы, самые выверенные планы, относятся к пережитому опыту по-разному. От «буду ездить только туда, куда можно добраться поездом» до «в этом приключении было даже что-то забавное». Тем не менее большинство и по сей день боятся, что придется пережить нечто подобное. С 15 по 20 апреля было отменено более 100 тыс. авиарейсов. В результате отрасль уже потеряла около 2 млрд. долларов. В России около 40 тыс. человек, купивших билеты на более 650 рейсов, не смогли вовремя добраться до мест назначения.

В мае история повторилась. 11 мая рейсы отменяли на юге Испании. 17 мая закрывались аэропорты Великобритании и Голландии. 21 мая не смогли улететь из своих воздушных терминалов ирландцы и снова англичане. После этого ученые стали говорить о том, что вулкан все-таки начал затухать или, по крайней мере, не выбрасывать пепел в опасных для авиасообщений количествах. Тем не менее по их оценкам («вроде бы», «как будто») чувствуется: полной уверенности в том, что пепел больше не стучится в наши сердца, нет.

Однако, как бы то ни было, летний сезон начинается, и отменить его не могут никакие катаклизмы. Сегодня ежедневно только из Москвы в Лондон и Париж отправляются 8–9 регулярных рейсов, в Тель-Авив – 8 (кроме, естественно, субботы), в Берлин и Барселону – 6–7. Чартеры – отдельная история, в пиковые недели сезона они будут исчисляться десятками в день по каждому из популярных среди наших любителей зарубежного отдыха направлений. По прогнозу Всемирной туристской организации (UNWTO), поток туристов в 2010 году возрастет на 3–4% по сравнению с 2009-м. При этом апрельский авиационный коллапс, по оценкам той же UNWTO, привел лишь к незначительным потерям отрасли: менее 0,3% от ежегодного международного турпотока и 0,5% – от европейского. Что касается россиян, то в связи со стихией 30% туристов аннулировали майские туры, при этом более чем 70% из них согласились на замену тура или на его перенос.

Как утверждают отечественные туроператоры, вулкан наших людей не испугал. Спрос россиян на заграничный отдых высок, и к началу сезона путевки продаются все активнее.

Президент Профессиональной туристской лиги Андрей Игнатьев рассказал «НИ», что апрель и майские праздники показали: объем продаж туров сейчас уже на уровне докризисного 2007 года. Во-первых, по его словам, действует эффект отложенного спроса – в прошлом году из-за кризиса граждане в первую очередь отказывались от путешествий, а теперь наверстывают упущенное. Во-вторых, очень заметно растет спрос на европейские направления – евро подешевел, и покупать путевки, стоимость которых изначально номинирована в этой валюте, стало просто выгоднее. Что ж, тем обиднее будет, если долгожданный отдых сорвется. А ведь многие, как признают туроператоры, сокращают его по тем же соображениям кризисной экономии с привычных двух недель до одной.

Потенциальные путешественники продолжают пристально следить за новостями из Исландии.

Конечно, если стихия вновь разгуляется, спросить будет не с кого – на то она и стихия. Тем не менее, как рассказали «НИ» в одном из столичных турагентств, в случае такого форсмажора вся ответственность ложится на плечи авиакомпании: она должна позаботиться о питании и о размещении в гостинице, если аэропорт закрывают на длительное время. Впрочем, туроператоры клянутся, что своих клиентов не бросят. «В тот раз была такая неразбериха, поскольку до этого просто никто с подобным не сталкивался, и порой было не вполне понятно, что делать, – сообщили «НИ» в турагентстве. – Со своими клиентами мы были постоянно на связи. Например, когда в Милане закрыли аэропорт, мы на автобусах переправляли их в Рим, пока там тоже не закрыли».

За это, конечно, отдельное спасибо. И все же. Представим себе такую ситуацию: человек приезжает, допустим, в «Шереметьево» и узнает, что его рейс отменен в связи с тем, что аэропорт страны, куда он должен лететь, закрыт на неопределенное время. Что делать? Специалисты дают ответ, как говорится, по прецеденту. «Когда был вулкан, мы предлагали своим клиентам либо перенос рейса на другую дату, либо компенсацию полной стоимости билета», – рассказал «НИ» директор по связям с общественностью одной из крупнейших авиакомпаний России Сергей Быхал. Дома проще, а что делать, если застрял в другой стране? «В тот раз мы предупреждали клиентов заранее о том, что возникла подобная ситуация, именно поэтому у нас практически не было пассажиров в аэропортах, – говорит г-н Быхал. – Туристов кормили и размещали в гостиницах. Опять же мы предлагаем альтернативу: вы можете перебронировать свой билет или же получить компенсацию».

Как рассказали «НИ» в турагентстве, в принципе возможен вариант с переносом сроков поездки, то есть фирма может пойти клиенту навстречу и забронировать отель на более поздний срок. Таким образом, поездка просто будет сдвинута. В таком случае человек меняет билет и вылетает позже. Но это все идеальные случаи. Любой опытный турист скажет, что такие счастливые совпадения – большая редкость, особенно на самых популярных направлениях. Мало того, в пик сезона в некоторых отелях идет так называемое перебронирование. То есть на одно место продаются сразу несколько путевок. Пару лет назад эта проблема во всю свою мощь встала в Египте, когда чтобы навести порядок на гостиничном рынке, пришлось требовать вмешательства местных властей. Ну а насколько «просто» перезаказать авиабилеты, и говорить не надо. К тому же многие туроператоры, если и соглашаются вернуть деньги за сорванный отпуск, то с учетом вычета фактических расходов, то есть за минусом 5% от стоимости тура. То есть за стихию все равно отвечает путешественник – деньгами.

Одно время на рынке активно рекламировался особый вид страхования – от невыезда. Купи недорогой полис и спи спокойно: если изменятся планы и обстоятельства, за несостоявшуюся поездку получишь компенсацию. Может быть, так и надо поступать? Увы, в данном случае и это не работает. Как выяснили «НИ», страховка от невыезда включает в себя смерть, травмы, болезнь самого застрахованного, повреждение его имущества (пожар, протечка, действия третьих лиц), даже вызов в военкомат. Но не извержение вулкана.

Когда турфирмы и авиаперевозчики рассказывают, как нежно и трепетно они заботились в «вулканические» дни о клиентах, вспоминается заявление, которое 16 апреля (активность вулкана была тогда на пике) сделала Ассоциация туроператоров России. Из него следовало, что ни авиакомпании, ни туроператоры не обязаны возмещать клиентам стоимость билетов в связи с переносом или отменой рейсов, поскольку в случае наступления форсмажора стороны не несут никакой материальной ответственности за неисполнение своих обязательств. Как отмечают юристы, к сожалению, так оно и есть.

«Всю поездку условно можно разделить на две части: обязательства по перевозке и сам отдых, то есть гостиничные услуги, экскурсии и так далее, – рассказал «НИ» юрист Евгений Колесник. – Что касается перевозчика, то, согласно действующему законодательству, он не несет ответственности в случае возникновения форсмажорных обстоятельств. Однако авиакомпании, заботясь о своей репутации, зачастую возмещают клиентам расходы. Что касается самого отдыха, то услуги считаются не оказанными по вине гражданина. Допускается, что он самостоятельно может добраться до места, например, на поезде. Единственное, что можно сделать в таком случае, – это заранее прекратить тур. То есть если вы узнали, что возникла подобная ситуация и вы понимаете, что до гостиницы вы не доберетесь или, допустим, нет смысла лететь туда на два оставшихся дня, то надо самостоятельно снять бронь в гостинице. Вам придется оплатить штраф, но так вы хотя бы получите оставшуюся часть суммы».

Иными словами, по закону мы вообще не вправе что-либо требовать. «Качать права», конечно, можно, но осторожно, ведь отношение к нам зависит от добросердечия тех, кому уже заплатили деньги за услуги.

"