Posted 26 апреля 2016,, 16:03

Published 26 апреля 2016,, 16:03

Modified 8 марта, 03:05

Updated 8 марта, 03:05

Отмыть и обналичить

Отмыть и обналичить

26 апреля 2016, 16:03
Объем нелегальных операций по обналичиванию денежных средств в России в 2015 году сократился на треть и составил около 400 млрд. рублей, об этом сообщил 26 апреля заместитель председателя ЦБ РФ Дмитрий Скобелкин на конференции Ассоциации российских банков. Также, по его оценке, снижается количество банков, участвующих

Зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин отметил, что, согласно данным платежного баланса России, за 2015 год более чем в пять раз уменьшился объем сомнительных операций, прежде всего связанных с выводом денежных средств из страны, составив 1,5 млрд. долларов. «Сумма большая, но это уже не 5, не 8 и не 26 миллиардов, которые были несколько лет назад», – подчеркнул зампред ЦБ.

При этом, по его словам, стабильно сокращается число кредитных организаций, которые имели высокий уровень вовлеченности в противозаконные операции. В 2013-м их насчитывалось 120, в 2014 году число уменьшилось до 30, а в IV квартале 2015 года только 9 организаций находились в зоне повышенного внимания ЦБ.

Г-н Скобелкин заявил, что в последнее время Центробанк заметил активизацию вывода из России средств по таким старым схемам, как договоры об оказании услуг, которые продолжают пользоваться популярностью вследствие сохранения потребностей теневого сектора в противозаконных операциях.

«Да, работа выполнена, какая-то лекция человека... стоит несколько миллионов долларов, это подтверждается какой-то непонятной юрисдикцией, но, по формальным признакам, услуга оказана. Но мы прекрасно понимаем, что здесь не все в порядке», – привел пример отмывания средств с помощью договора об услугах зампред ЦБ.

На конференции Ассоциации российских банков говорилось и о противодействии финансированию террористической деятельности. По данным главы Росфинмониторинга Юрия Чинханчина, РФ заморозила более 3 тыс. счетов, с которых могли отправляться средства террористам.

«Выявлено порядка 1,5 тыс. лиц, имеющих отношение к террористической и экстремистской деятельности», – сообщил г-н Чиханчин. Он также сообщил, что его ведомство в настоящее время занимается выстраиванием «модели финансового поведения терроризма».

В целом уровень экономической преступности в России снизился, свидетельствуют данные свежего обзора PwC. В их исследовании, которое проводится раз в два года, приняли участие 120 российских компаний частного и государственного сектора из различных отраслей экономики. По результатам опросов обнаружилось, что с экономическими преступлениями за последние два года столкнулось менее половины (48%) опрошенных компаний. Этот показатель значительно ниже результата за 2014 год (тогда было 60%), но выше общемирового показателя, который составляет 36%.

В обзоре делается вывод о том, что самыми распространенными видами мошенничества, как и в прошлые годы, являются незаконное присвоение активов, мошенничество в сфере закупок товаров и услуг, взяточничество и коррупция.

Комментируя сокращение числа экономических преступлений, президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов отметил, что в последнее время маршруты «свободного плавания» денег в нынешних экономических реалиях ограничены, но при этом разделить серые схемы и лояльные пути ухода средств за рубеж по-прежнему достаточно сложно.

«Однако полностью ликвидировать отток капитала невозможно, так как эти схемы постоянно модифицируются, мутируют и приспосабливаются, поскольку спрос бизнеса на такие услуги не исчезает, рождая предложение», – сказал эксперт в беседе с «НИ».

Г-н Мамонтов также отметил тенденцию, зафиксированную Центробанком, к переходу теневых операций из мелких банков в крупные, в том числе государственные финансовые организации. По его словам, несмотря на борьбу государства с «отмывом» и «обналом», они продолжает иметь место не только в России, но и в США, и в других странах мира.

"