Posted 26 апреля 2016,, 15:58

Published 26 апреля 2016,, 15:58

Modified 8 марта, 03:05

Updated 8 марта, 03:05

«Это очень серьезно»

«Это очень серьезно»

26 апреля 2016, 15:58
Сотни малых сетей и одиночные магазины оказались на грани разорения из-за спада потребительской активности в ходе экономического кризиса. По итогам года уцелеет не более половины персонала розничной торговли, свидетельствует исследование Высшей школы экономики. Треть опрошенных руководителей торговых точек из 82 регион

В первом квартале 2016 года ряды безработных массово пополнили сотрудники розничных сетей, свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ. К примеру, по данным рекрутинговой компании HeadHunter, число вакансий продавцов бытовой техники снизилось с 2189 в марте 2015 года до 1753 в марте 2016 года.

Чтобы сократить издержки, региональные торговые сети заняты автоматизацией процессов. Компании вводят систему автоматического формирования заказов магазинов на склад и электронный документооборот, упрощают процедуру приемки товара. Кроме того, одним из направлений развития крупных региональных сетей в больших городах является Интернет. Следствием этой технологической модернизации является массовое увольнение сотрудников.

Понятно, что перед малыми сетями и одиночными магазинами вопрос выживания в кризис стоит наиболее остро, но именно они являются основными работодателями в небольших городах в ритейле. В России сейчас насчитывается около 450 мелких и некрупных сетей.

Опрошенные «НИ» аналитики связывают проблемы ритейла с проявлением обнищания населения на фоне экономического спада в стране. «Первый квартал 2016 года стал очень сложным для российской розничной торговли. По данным Росстата, по сравнению с первым кварталом 2015 года падение оборота составило 5,4%, а по сравнению с четвертым кварталом 2015 года – 17,5%. Подобное падение оборота всего лишь за один квартал – это очень серьезно, и розничный бизнес был вынужден на это реагировать», – сказал «НИ» эксперт-аналитик MFX Broker Антон Краско.

Как пояснил эксперт, в крупных сетях активно запущен процесс оптимизации, и там сокращения в основном касаются среднего звена. В целом большим сетям легче переживать этот сложный период, потому что у них есть ресурс для сокращения издержек за счет солидных масштабов. А малые сети и несетевые магазины зачастую просто не выдерживают обострившейся конкуренции и закрываются. «Падение оборота розницы – следствие падения реальных располагаемых денежных доходов населения: они в первом квартале упали на 3,9% в годовом сравнении и на 27% по сравнению с IV кварталом 2015 года. Улучшения ситуации трудно ожидать, пока экономика России не пройдет «дно» и не вернется к росту», – подытожил аналитик.

Сокращения в розничной торговле вызваны, с одной стороны, снижением активности покупателей, изменением структуры спроса и снижением среднего чека покупки и с другой – ответной реакцией розничной торговли на вышеперечисленные факторы по оптимизации своих затрат, в том числе на персонал. Такую точку зрения высказал «НИ» директор по инвестициям AGT Invest Дмитрий Нужденов. По его мнению, в ближайший год все эти факторы продолжат свое действие, поэтому часть нерентабельных магазинов может быть закрыта, продолжится оптимизация затрат розничных сетей по всем направлениям, включая сокращения персонала розничных сетей.

«Доходы населения быстро падают, потребители сокращают расходы. У сетей падает выручка, за которой обычно следует оптимизация персонала. Выручка также сокращается из-за сильного падения импорта, который традиционно доминировал в нашей торговле. Обычно любая оптимизация проходит в три этапа, и сейчас мы наблюдаем только вторую волну сокращений. Третья, самая массовая волна, скорее всего, накроет ритейл осенью», – считает аналитик ИК «Калита-Финанс» Алексей Вязовский.

"