Posted 25 апреля 2010,, 20:00

Published 25 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 02:20

Updated 8 марта, 02:20

Несекретные материалы

25 апреля 2010, 20:00
Перечень структур, имеющих доступ к сведениям, которые составляют банковскую тайну, существенно расширится. Соответствующие поправки, предложенные Минфином, уже одобрены правительством РФ. Эксперты оценивают подобную меру неоднозначно: с одной стороны, она поможет бороться с уклонением от уплаты налогов, а с другой – с

Право на получение любой информации о валютных операциях появится у Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по тарифам и Росфиннадзора. В Минфине это объясняют тем, что в большинстве случаев кредитные организации отказывают Росфиннадзору и налоговым органам в предоставлении информации о вызывающих подозрение валютных операциях, связанных с открытием и ведением счетов. При этом банкиры ссылаются на то, что по закону «О банках и банковской деятельности» эти сведения не подлежат разглашению. Мировые судьи не склонны давать ход делам, касающимся неисполнения определений надзорных органов. Изменить эту ситуацию Минфин предлагает с помощью законопроекта, содержащего поправки к законам о банках и о валютном регулировании и валютном контроле, который позволит Росфиннадзору, таможенным и налоговым органам получать от кредитных организаций информацию и документы, составляющие банковскую тайну. При этом указанные структуры также должны отвечать на запросы уполномоченных банков и госкорпорации «Банк развития».

А между тем обязанность предоставлять информацию о валютных операциях в Росфинмониторинг у банков есть уже сейчас, только она не такая исчерпывающая, как, возможно, хотели бы чиновники. По словам директора Банковского института Василия Солодкова, данные об открытии или ведении счетов, на которых фигурируют суммы, превышающие 600 тыс. руб., уже сегодня автоматически доводятся до сведения компетентных органов. «Причем службы, призванные контролировать эти денежные потоки, зачастую просто не справляются с объемом передаваемой им информации, поэтому снижение пределов отчетности может еще больше затруднить их работу, – отметил «НИ» эксперт. – Кроме того, с 2005 года рубль стал свободно конвертируемой валютой, которая по определению должна беспрепятственно обращаться».

С этой точкой зрения не совсем согласен член комитета Госдумы по финансовым рынкам Павел Медведев, который уточняет: информация о валютных счетах, превышающих 600 тыс. руб., попадает в распоряжение Росфинмониторинга только при наличии определенных условий. «Дело в том, что это ведомство не борется с нарушениями закона, оно борется с преступными деньгами, в частности, связанными с терроризмом, наркоторговлей или проституцией, – пояснил «НИ» эксперт. – Поэтому все, что касается уклонения от уплаты налогов, не попадает в его поле зрения. А эта инициатива Минфина теоретически способна положить конец схемам обнуления прибыли в офшорах. Другое дело, что на практике, невзирая на предусмотренную в законопроекте ответственность федеральных служб и их должностных лиц и сотрудников за разглашение банковской тайны, расширенный доступ к подобным сведениям может стать еще одной возможностью для коррупции и злоупотреблений».

"