Posted 25 апреля 2007,, 20:00

Published 25 апреля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:35

Updated 8 марта, 08:35

Глава Роспатента Борис Симонов

Глава Роспатента Борис Симонов

25 апреля 2007, 20:00
26 апреля – Международный день интеллектуальной собственности. О том, как обстоят дела с ее защитой в России, «Новым Известиям» рассказал руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Борис СИМОНОВ.

– Борис Петрович, а нужны ли вообще все эти «дни» – отказа от курения, борьбы со СПИДом, интеллектуальной собственности? Что можно сделать за один день?

– Убежден, что нужны: и день русского языка, и день книги, и день изобретателя. За 24 часа, конечно, решить проблему нельзя, но зато можно привлечь внимание граждан к тому или иному явлению, еще раз подчеркнуть его важность. К тому же «день на день не приходится». В этом году День интеллектуальной собственности проходит под лозунгом «Содействуя творчеству». В этих словах я вижу глубокую философию. Человек отличается от остальных существ наличием разума, который и позволяет ему творить. А результат этой творческой, интеллектуальной деятельности должен помогать жить лучше. И не только изобретателю или обладателю патента, но всем людям. Ведь важно не просто получить патент, который свидетельствует о наличии гражданских прав на некий результат вашей интеллектуальной деятельности, но и то, что, получив эти права, вы можете результат этой деятельности довести до готовой продукции, которая будет востребована на рынке и, возможно, позволит изменить мир, сделать его более гармоничным, более совершенным, более приспособленным для комфортной жизни. Конечно, из этого получает выгоду и сам изобретатель, если он правильно использует все правовые механизмы, которые и представляют собой законы об интеллектуальной собственности. Поэтому, содействуя творчеству, мы содействуем улучшению жизни.

– К слову о правовых механизмах. Россию душит пиратство, к которому люди привыкли, воспринимая «левые» диски, софт, кассеты как нормальный продукт. Власть объявляет одну «кампанию борьбы» за другой, но результата не видно. Может быть, эта проблема в принципе не разрешима?

– Негативные проявления, замечу, существуют сегодня не только в сфере интеллектуальной собственности. Все зависит от уровня развития общества. Идеальное общество, в котором никто не будет воровать, может, и будет когда-нибудь создано. Но сегодня это, к сожалению, не так. Не стоит забывать, что рынок интеллектуальной собственности появился у нас лишь с 1992 года. И за 15 лет сформировать высокую правовую культуру всего населения нереально. Мы ведь знаем о том, как влияют на человека экономические условия, в которых он живет. А это были тяжелые годы преобразования одной системы в другую, которое существенно повлияло на благосостояние людей. К тому же я не стал бы рисовать картину только черными красками. В новом веке уже появилась тенденция к сокращению количества правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, да и работа системы правопорядка стала улучшаться. Что же касается так называемого пиратства, то оно «душит» не только нас. Оно существует во всех странах. Другое дело, что масштабы этого явления не должны превышать предельно допустимой нормы. На сегодняшний день превышение у нас, конечно, есть, но по мере нашего экономического роста ситуация будет улучшаться. Пропаганда, просветительская деятельность, которая ведется в сфере интеллектуальных отношений, должна «ложиться» на человека благополучного. Можно, конечно, призывать студента покупать лицензионные диски, но его правосознание все равно определяет стипендия, которую он получает. А ее только и хватит что на покупку пары дисков. Решить эту проблему может только комплекс мер. Это и экономический рост, и повышение правовой культуры, и эффективная работа правоохранительных органов. Одно без другого просто не может дать эффекта. К тому же для того, чтобы достичь полного успеха по всем аспектам в сфере интеллектуальной собственности, требуется время. Это еще один важный фактор, о котором не нужно забывать.

– Сфера интеллектуальной собственности не ограничивается только вопросами авторских прав. В нее, как я понимаю, входят также и патентные права. Насколько важна сейчас их защита для России?

– Если мы говорим, что страна перестраивается на экономику, основанную на знаниях, то нам необходима система, в которой изобретатель, ученый, инвестор будут уверены в защите этих прав. При высоком уровне нарушения этих прав невозможно сделать Россию инвестиционно привлекательной. Сам процесс внедрения инноваций в экономику является высокорисковым, а если он идет на фоне значительного числа правонарушений, то мало найдется тех, кто отважится вкладывать средства в такую страну. Мы должны уметь конкурировать на мировых рынках, а конкурентоспособность – это как раз инновации, плюс низкий уровень правонарушений. Вот и судите, насколько это все сейчас для нас важно.

– Но даже если ученые будут получать патенты на свои изобретения, это не увеличит реальный спрос на их новшества, если они не нужны экономике. В России сегодня патентованные изобретения действительно востребованы?

– Человеческую мысль остановить нельзя. Даже в 90-х годах, в условиях сильнейшего экономического падения и при полном отсутствии спроса со стороны промышленности, мы выдавали по 19–20 тыс. патентов в год. Это очень хороший ресурс и двигатель для экономики, который может очень быстро удовлетворить, насытить современный спрос, создать новый вектор развития технологий, промышленности. Сегодня спрос на изобретения не сравним с тем, что был 10–15 лет назад. Они востребованы бизнесом, который за это время очень сильно изменился. И мы вскоре увидим новые продукты и услуги, которые изобретены и произведены в России, а это и есть наше благосостояние.

– Не могу не спросить вас о предстоящем вступлении России в ВТО. Одним из препятствий на нашем пути в эту организацию являются именно вопросы интеллектуальной собственности. На что в такой ситуации рассчитывать?

– Все законы России в области интеллектуальной собственности гармонизированы с международными договорами. На сегодняшний день существует 24 международных соглашения, Российская Федерация – участник 20 из них. Мы сейчас находимся в процессе подписания договора по авторскому праву, в перспективе подписание двух договоров Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) по Интернету. С точки зрения правоустановления наше законодательство полностью соответствует всем международным нормам. В противном случае, мы бы не были участниками ни одного из указанных договоров. Мало того, с нами все больше считаются и советуются. Одним из важнейших результатов нашей работы в ВОИС можно назвать Сингапурский договор о товарных знаках, который был составлен при участии наших специалистов. Как страна-участница, мы имеем возможность заявлять на международном уровне о своем видении той или иной ситуации в области интеллектуальной собственности. Сегодня мы не только перенимаем прогрессивный опыт, но и делимся своим. Это позволяет нам продвигать имидж России в мире и держать руку на пульсе новых веяний. Так что, беспокоиться о том, что мы вдруг окажемся на обочине мирового прогресса в этой сфере, не нужно.

"