Posted 25 апреля 2004,, 20:00

Published 25 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Не широка и не глубока

Не широка и не глубока

25 апреля 2004, 20:00
В конце прошлой недели открылась навигация грузовых судов по Волге. Волжские речники опасаются, что она может стать последней – великая русская река стремительно мелеет. Московские специалисты в завтрашний апокалипсис не верят, но допускают, что лет через десять всякое возможно.

К 2005 году грузовое судоходство на Волге может прекратиться по причине естественного размывания русла реки, предупреждают местные речники. По словам председателя совета директоров ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» Виктора Олерского, гарантированное прохождение судов через шлюзы Городецкого гидроузла уже обеспечивается не более трех часов в сутки. В результате суда с низкой осадкой проходят участок протяженностью 65 км за двое суток. Падение уровня воды из-за эрозии дна продолжается со скоростью два сантиметра в год, и эта тенденция в будущем сохранится, констатируют метеорологи.

Судовождение по Волге всегда считалось довольно рискованным занятием. Поэтому земснаряды на реке всегда были столь же привычным явлением, как теплоходы, баржи и катера. В 1980 году государство получило уникальную возможность регулировать уровень воды благодаря строительству Чебоксарского водохранилища. Однако во избежание затопления оно не было заполнено водой до проектной отметки в 68 метров от уровня Каспийского моря. В результате средняя глубина на участке волжского бассейна в районе Нижнего Новгорода сейчас составляет 2,7 метра. Тогда как так называемая гарантированная глубина для беспрепятственного прохода груженых судов класса река-море должна быть никак не меньше 3,6 метра.

«Если не предпринимать никаких шагов, Волга окончательно обмелеет и будет разорвана на два участка – ниже Городца и выше Городца, – считает губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев. – Нужно или строить низконапорную плотину, или поднимать Чебоксарскую ГЭС до проектного уровня. Последний вариант грозит подтоплением Нижнего Новгорода и его окрестностей, а также выльется в затраты на сумму не менее 30 млрд. руб.».

Поднятие уровня воды в реке до проектной 68-й отметки отвергает не только нижегородский губернатор. По словам руководителя местного экологического центра «Дронт» Асхата Каюмова, сейчас низинные территории на левом волжском берегу фактически превращены в непроходимые болота. Значительная часть левобережного Нижнего Новгорода вместе с метрополитеном, жилыми массивами и коммуникациями каждый раз по весне подтапливается внешними паводковыми водами. В случае подъема воды затопленными окажутся 90 тысяч гектаров сельхозугодий. Сохраняется и угроза для правого, высокого берега реки – архитектурный ансамбль нижегородского Кремля может со временем просто-напросто сползти в Волгу.

Волжский пессимизм Москва по большей части не разделяет. Столичные чиновники призывают не драматизировать события, приватно намекая, что «кое-кто и кое-где» заинтересован в искусственном раздувании страстей. Один из ответственных чиновников Министерства транспорта и связи на условиях анонимности поведал «НИ», что крики об обмелении Волги идут еще с советских времен СССР. Тогда под этот шум местная администрация и речники выбивали из бюджета неплохие деньги. Средства, по его словам, выделяются по сию пору. Но реально для улучшения судоходства мало что делается.

С анонимом согласен и технический директор научно-консалтинговой фирмы «Волга» Михаил Галанд. «Слово «мелеет» означает, что в русло реки поступает меньше воды. Ничего подобного не происходит», – резюмирует он. В раздувании шума, по его версии, заинтересованы и местные энергетики, которые увеличат выпуск электроэнергии в случае поднятия уровня воды на Чебоксарской ГЭС, и речники, которым придется тратить меньше на поддержание фарватера, и администрация области, которая надеется на рост поступлений в бюджет.

Третий московский собеседник «НИ» Вячеслав Савенко, заместитель начальника департамента внутренних водных путей Службы речного флота Министерства транспорта и связи (Росречфлот), полагает, что вся проблема волжского судоходства сконцентрировалась только в одном месте: на протяжении 30 км между Нижним Новгородом и Городецким гидроузлом. В прошлом году, по его словам, было сделано обоснование инвестиций по строительству низконапорного гидроузла в районе города Балахна с судоходным двухниточным шлюзом, совмещенное с мостовым переходом.

Однако, как рассказал г-н Савенко, кроме упомянутого обоснования, ничего больше нет. «Минэкономразвития представило этот проект в правительство, а оно, в свою очередь, должно было доложить об этом президенту 15 марта. Пока никаких поручений ни от президента, ни от правительства к нам не поступало», – отметил он.

Пока для полноценного судоходства на Волге создавшаяся ситуация, по мнению эксперта, не опасна. «На сегодня все предъявляемые грузы перевозятся, – объяснил г-н Савенко. – Дело в том, что поток грузооборота в последние годы намного снизился. Если раньше мы возили до 580 млн. тонн грузов по России, то сейчас только 120. Соответственно и в Европейской части наблюдается пропорциональное падение грузооборота».

Вместе с тем специалист не видит повода для благодушия: «Часы, как говорится, тикают, и со временем может оказаться так, что Волга будет разделена на две части, а прохождение крупнотоннажного флота в районе Нижнего Новгорода будет невозможно». На вопрос, когда такое может произойти, Вячеслав Савенко ответил: «Примерно лет через десять».




Прогулки по Москве-реке подорожают

"