Posted 25 марта 2015,, 21:00

Published 25 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:58

Updated 8 марта, 03:58

Кризис по курсу

Кризис по курсу

25 марта 2015, 21:00
Вчера прошел первый день III Московского экономического форума, тема которого в этом году обозначалась как «Новый курс. Время не ждет!». Собравшиеся в стенах Ломоносовского корпуса Московского государственного университета эксперты очертили широкий круг экономических проблем, с которыми в настоящий момент столкнулась Р

Московский экономический форум традиционно получился представительным – свыше 2,5 тыс. участников из 25 стран. Многие гости ждали, что именно в ходе форума академическое сообщество обнародует свои предложения по модернизации экономики страны, о которых накануне на общем собрании РАН сообщил президент Академии Владимир Фортов. Но уже ставшие привычными в последнее время на такого рода мероприятиях размышления о курсах валют, инфляции, прогнозах по ценам на нефть, оттоку капитала или динамике ВВП остались за кадром. Эксперты старались «копать» глубже.

Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг отметил, что за последний год не только в российском, но и в мировом социально-экономическом и общественно-политическом устройстве произошли существенные изменения. В числе глобальных проблем – рост неравенства по всему миру, формирование избыточной финансовой номенклатуры и центробежные тенденции, наблюдаемые даже в экономических объединениях, на которые возлагались большие надежды, – например, ЕАЭС.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева отметила, что в настоящий момент мировая финансовая система в целом и российская в частности столкнулась с противоречием виртуальной и реальной экономик. По ее словам, виртуальная экономика выражается в росте спекулятивного капитала и значительной гипертрофированности всех экономических функций – посреднических, банковских, страховых, что приводит к формированию системы финансово-олигархического лоббизма. При котором классическая схема «товар-деньги-товар» заменяется на «деньги-деньги-деньги». И это формирует классический кризис перепроизводства и приводит к взрывам «мыльных пузырей» то на одном, то на другом рынке. В результате же подавляется экономическое развитие, рост благосостояния и инноваций в экономике.

Отдав должное обсуждению глобальных проблем, участники форума дошли и до конкретных вопросов. В частности – о судьбе малого и среднего бизнеса в России. Руслан Гринберг отметил, что необходимо наращивать обороты малого бизнеса до показателя США или Германии, где он обеспечивает примерно 60% национального ВВП, в то время как в российской экономике – только 20%.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов подчеркнул, что главная проблема сейчас – это отсутствие системной экономической политики со стороны властей. А антикризисный план правительства, который должен был сформировать концепцию выхода из экономического тупика, по его мнению, оказался лишь набором отдельных мер, не связанных воедино. Из-за чего малый бизнес, в целом готовый к открытому диалогу с властью, пока в основном предпочитает уходить в теневой сектор. В нем в настоящий момент задействовано, по оценке Титова, 20–25 млн. россиян, которых крайне важно вывести из «тени».

В том числе и из-за этого формируется колоссальный разрыв между богатыми и бедным слоями населения, добавил профессор экономического факультета МГУ Александр Бузгалин. А сопредседатель Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» Вальтер Швиммер подчеркнул, что текущие разногласия в отношениях Запада и России не должны усугубляться и разделять народы окончательно. Ведь Россия находится между двумя крупнейшими экономическими мировыми центрами – США и Китаем – и может воспользоваться этим географическим преимуществом, налаживая взаимовыгодные экономические контакты.

Правда, как отмечали участники форума, без продуманной единой концепции экономического развития и открытого диалога властей и предпринимательского сообщества выйти из нынешнего кризиса не удастся.

"