Posted 25 марта 2008,, 21:00

Published 25 марта 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:02

Updated 8 марта, 08:02

Открыть закрома

Открыть закрома

25 марта 2008, 21:00
Вчера премьер Виктор Зубков заявил, что доля российских продуктов в розничной торговле к 2012 году достигнет 70%. Пока, заметим, зависимость страны от импортного продовольствия только увеличивается, особенно в крупных городах. Да и бурный рост цен на еду чиновники все чаще объясняют мировой конъюнктурой. В том, что Рос

По словам премьера, для того чтобы обеспечить в ближайшие годы преобладание российских товаров на внутреннем рынке, необходимо «обеспечить доступность кредитных ресурсов, развивать земельную ипотеку, создать комфортные условия для жизни и работы квалифицированных кадров и их семей». Эти меры требуют совершенствования механизма регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия.

Пока, заметим, наша зависимость от импорта продуктов лишь увеличивается. Так, по последним данным московского департамента продовольственных ресурсов, с 2004 года доля иностранного завоза на столичном продуктовом рынке выросла с 65 до 73%. И это Москва, которая вкладывает огромные деньги в развитие сельского хозяйства, имеет свои современные агрохолдинги во многих регионах страны. Если бы не они, ситуация была бы еще хуже.

Анализируя слова премьер-министра, специалисты особое внимание обратили на методы достижения заявленной цели. «Комфортные условия для жизни и работы квалифицированных кадров и их семей» создаются в наших деревнях со времен коллективизации и становятся все «лучше и лучше». О том, как «просто» получить фермеру кредит, тоже многое сказано. Поэтому выделим земельную ипотеку, то есть возможность заклада сельхозплощадей ради получения денежного займа. По мнению экспертов, рассчитывать на быструю отдачу этой меры явно не стоит. Вице-президент Международной академии ипотеки и недвижимости Ирина Радченко рассказала «НИ», что даже при активном развитии земельной ипотеки ее последствия мы сможем увидеть в лучшем случае лет через 15. «В целом хорошо, что правительство обратило на это внимание, но за такие короткие сроки говорить об урегулировании проблемного сегмента немножко смешно», – отметила специалист.

В Институте аграрного маркетинга (ИАМ) «НИ» объяснили, что каждый сегмент продовольственного рынка с точки зрения его зависимости от импорта необходимо рассчитывать отдельно. Так, доля импорта мясной продукции в России снижается, а внутреннее производство растет: импорт мяса птицы колеблется вокруг 40%, свинины – 25%. По сырам и сливочному маслу ситуация самая плохая. А вот молоко разделилось на два лагеря: минимальный импорт специалисты ИАМ зафиксировали на рынке цельномолочной продукции, зато объемы ввоза сухого продукта по-прежнему остаются высокими. Высокая доля импорта остается за пищевыми ингредиентами – продуктами глубокой переработки.

В то же время в российском правительстве не устают говорить о зависимости страны от мировой продуктовой конъюнктуры. Именно на нее часто указывают как на причину галопирующего роста цен на еду. С такой позицией не согласен генеральный директор аналитической компании «СовЭкон» Андрей Сизов. «Это очень удобно: в мире цены растут, значит, у нас тоже должны. Между тем, в России сложилось «ценопротивоходие», которое можно проследить на примере зерна. С начала марта цены на мировом рынке падают, а у нас с 1 января рост составил 60%. Это проблема сугубо российского внутреннего рынка», – пояснил эксперт.

По его словам, для преобладания российских продуктов на рынке нужно, в первую очередь, определить четкий механизм действий. В конце февраля прошлого года прирост в свиноводстве составил 16%, а сейчас скатился до 3%. Выходит, поголовье нарастили, но как поддержать его – не продумали. «Когда нет определенного плана действий, ошибочно вытаскивать отдельное звено», – убежден специалист.

"