Posted 26 февраля 2022,, 14:36

Published 26 февраля 2022,, 14:36

Modified 7 марта, 12:34

Updated 7 марта, 12:34

Война остановила «Северный поток-2». Что будет с трубой, газом и ценами?

Война остановила «Северный поток-2». Что будет с трубой, газом и ценами?

26 февраля 2022, 14:36
Фото: ianed.ru
Замораживание сертификации газопровода породило вопросы о судьбе проекта СП-2, о снабжении Европы голубым топливом, об убытках Газпрома и его партнеров. Война за Украину еще только начитается. Но уже сегодня эксперты прогнозируют: газопровод по дну Балтийского моря станет одной большой проблемой для всех.

Военная операция России на Украине привела к новым санкциям со стороны Запада, косающихся, в том числе «Северного потока-2». Заявления в отношении российского газопровода следуют самые грозные: Вашингтон заявил об «окончательном провале проекта», а Берлин обещает полностью отказаться от российского газа. Вместе с тем немецкий бизнес, кровно заинтересованный в запуске трубы в эксплуатацию, не оставляет надежд на то, что конструктивный выход из сложившейся ситуации вокруг СП-2 все-таки будет найден.

По мнению Deutsche Welle, прямым следствием признания Россией независимости ДНР и ЛНР стало замораживание Берлином процесса сертификации российского газопровода «Северный поток–2». Во всяком случае, это произошло на следующий же день, 22 февраля. Объявленное канцлером ФРГ Олафом Шольцем решение не стало неожиданностью: ФРГ неоднократно предупреждала в последние недели, что пойдет на такой шаг в случае агрессивных действий России против Украины.

Без сертификации, подчеркнул глава германского правительства в ходе пресс-конференции в Берлине, газопровод не может войти в строй. Однако ее замораживание не означает окончательный отказ Германии от «Северного потока-2». Это тоже следует из выбранных Шольцем формулировок. Но совершенно очевидно, что для возобновления этого процесса потребуются очень весомые аргументы, тем более что число решительных противников проекта, и так уже значительное, а теперь еще больше возрастет.

Если так рассуждать, то получается, что полностью готовый к эксплуатации газопровод теперь обречен на длительное бездействие или даже гибель. Так ли это?

DW считает: дальнейшая судьба газопровода во многом зависит теперь от вице-канцлера ФРГ, министра экономики и защиты климата Роберта Хабека, представителя «зеленых».

Чисто технически замораживание сертификации, которой занималось Федеральное агентство по сетям, произошло в рамках прописанной в немецком административном праве процедуры. Вкратце ее можно описать так: канцлер поручил министерству экономики и защиты климата ФРГ отозвать из этого агентства документ, в котором давалась оценка газопровода с точки зрения энергетической безопасности Германии. На основании этого министерского заключения BNetzA, как регулятору рынка, предстояло сделать вывод о соответствии проекта законодательству ФРГ, в частности - антимонопольному.

Кроме того, в ходе повторного рассмотрения вопроса специалисты будут вынуждены дать политическую оценку проекту. А она в силу кардинально изменившихся обстоятельств на Украине может оказаться отрицательной.

Действующей на данный момент газотранспортной инфраструктуры, отмечает немецкое издание, достаточно не только для выполнения Газпромом всех своих обязательств по долгосрочным контрактам с клиентами в ЕС, но и для существенного наращивания поставок на европейский спотовый рынок, чего российская госкомпания сейчас, однако, не делает.

Возьмем конкретно Германию. Она потребляет в год примерно 100 млрд. кубометров природного газа, Газпром поставляет приблизительно 55 млрд. куб. м.

Для этого теоретически «Северного потока, действующего уже более десяти лет: у него именно такая мощность, причем в 2021 году по двум его ниткам удалось прокачать даже 59 млрд. кубометров.

А ведь еще есть проложенный в Германию через Белоруссию и Польшу газопровод «Ямал-Европа» мощностью 33 млрд. куб. м. в год. Существует идущий из Чехии на юг ФРГ и далее во Францию газопровод Megal мощностью 22 млрд. куб. м. Таким образом, имеющихся транспортных мощностей с запасом хватило бы для удовлетворения нынешних потребностей Германии в природном газе поставками из России.

В Чехию голубое топливо из РФ поступает через Украину, Словакию и Австрию, откуда оно направляется и в другие страны ЕС, прежде всего, - в Италию. Газпром, согласно действующему до конца 2024 года договору, ежегодно обязан прокачивать через украинскую газотранспортную систему 40 млрд. кубометров, однако ее пропускная способность в направлении Европы составляет свыше 140 млрд. кубометров, так что российская компания всегда имеет возможность забронировать дополнительные объемы поставок.

Что же касается возможных финансовых потерь участников замороженного проекта, то в любом случае ошибочным является часто встречающееся в социальных сетях утверждение об «убытках Германии».

Но дело в том, что правительство ФРГ не вкладывало в строительство «Северного потока-2» денег налогоплательщиков. С немецкой стороны проект финансировали две частные энергетические компании - Wintershall Dea и Uniper. Вместе с ними денежные средства предоставили австрийский нефтегазовый концерн OMV, французская Engie и британо-нидерландская Shell. Все они выступили в роли финансовых инвесторов, иными словами - кредиторов российского государственного концерна «Газпром», который является стопроцентным собственником газопровода и его оператора швейцарской фирмы Nord Stream 2.

На каких конкретных условиях пять европейских фирм взяли на себя финансирование половины стоимости прокладки газопровода по дну Балтийского моря, которую обычно оценивают в 9-9,5 млрд. евро, неизвестно. Однако агентство Reuters цитирует главу OMV Альфреда Штерна заявившего недавно, что в прошлом году обслуживание кредита началось и компания получила первые деньги. Это позволяет предположить, что Газпром обязался возвращать взятые в долг деньги независимо от ввода газопровода в строй.

Во всяком случае, пресс-секретарь OMV заявил, что компания не видит в данный момент смысла списывать вложенные деньги. Глава Uniper Клаус-Дитер Маубах, в свою очередь, сообщил, что компания изучает сейчас вопрос, потребуются ли списания. О них компания задумалась еще полтора года назад.

Постоянным убытком для российской компании станет теперь наземное продолжение «Северного потока-2» - Eugal . Газпром полностью забронировал мощности этой транспортной магистрали на территории ФРГ в размере 55 млрд. куб. м. на годы вперед, независимо от реального объема прокачки топлива.

Частично эти деньги идут в свой же карман, поскольку российская компания является одним из совладельцев оператора трубопровода, по которому она пускает теперь некоторые объемы газа из первого «Северного потока».

Тем не менее, отмечает Deutsche Welle, в общем списке тех потерь, которые Газпром будет нести из-за войны на Украине, фактически полупустой или даже почти пустой Eugal стоимостью 3 млрд. евро займет, думается, одно из первых мест.

Решение о приостановке сертификации «Северного потока — 2» временное, заявила председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ Валентина Матвиенко.

В Кремле восприняли остановку процесса с сожалением, назвав это решение неверным. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что «СП-2» является коммерческим проектом, в котором заинтересованы в первую очередь европейские поставщики, в том числе Германия.

Как считает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, Берлин с большим трудом принимает решение о заморозке СП-2, отдавая себе отчет, что в случае применения жестких санкций проект будет навсегда похоронен. Германия, по словам экономиста, находится в непростом положении, поскольку соглашение о транзите российского голубого топлива через Украину истекает в 2024 году, после чего немцам придется заключать новый экспортный контракт с Газпромом. Найти альтернативные источники сырья, равные по объемам поставок из России, за предстоящие два года у Германии вряд ли получится, а приобретение топлива на бирже в рамках кратковременных сделок, как показывает практика, оказывается в несколько раз дороже, - заявил Юшков "НИ".

"