Posted 26 февраля 2020, 07:24
Published 26 февраля 2020, 07:24
Modified 7 марта, 15:04
Updated 7 марта, 15:04
Иван Петровский
По мнению экспертов рынка, от продажи непрофильных активов выигрывает и бюджет (могут вырасти дивиденды), и сами госкомпании, сокращающие издержки.
Плотно вопросом реализации непрофильных активов госкомпании занялись четыре года назад, постепенно продавая их заинтересованным бизнесменам, причем зачастую со значительным повышением начальной максимальной цены в ходе электронных торгов.
И можно было бы радоваться выгодной для всех заинтересованных сторон сделке, если бы не взывала сомнение добросовестность некоторых ЭТП, на которых размещаются такие торги.
За примерами не приходится далеко ходить. Так, вызывает вопросы продажа лота пакета акций АО «Московский завод радиотехнической аппаратуры» (АО МЗРТА», ул. Борисовские пруды, 1 с.1), который был опубликован в конце прошлого года на электронной торговой площадке (ЭТП) Ростеха в разделе «Подготовка к реализации».
«В ноябре 2019 года менеджер, закрепленный за лотом, по телефону сообщил нам, что дата продажи пока не определена и заинтересованные лица должны следить за статусом объекта на сайте, – рассказывает руководитель одного из предприятий, желающих принять участие в торгах. – В статусе «подготовка к реализации» лот «провисел» на сайте площадки Ростеха до конца января 2020 года, после чего его удалили. Мы искали информацию о торгах по ключевым запросам в период с ноября 2019 до середины января 2020 года, в том числе, через Яндекс, но безрезультатно».
Тем временем, после факта реализации актива на торгах выяснилось, что вся информация размещена на электронной площадке ETPRF (АО «АГЕНТСТВО ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЗАКАЗУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН» etp.zakazrf.ru), одной из федеральных ЭТП, отобранных правительством РФ для проведения торгов по госзакупкам и приватизации. Там же был опубликован и протокол результата торгов.
Дата начала подачи заявок была 20 декабря прошлого года, дата окончания приема заявок – 24 января 2020 года. Сами торги прошли 27 января. На торги было подано две заявки от компаний ООО «СТРОЙСНАБ» и ООО «Бизнес Актив», обе компании были допущены. Но на аукцион попало только одно предложение от ООО «Бизнес Актив» на сумму 2,35 млрд рублей, которое равнялось начальной цене контракта. Победителем, как и следовало ожидать, объявлен ООО «Бизнес Актив». При этом, по оценкам независимых экспертов, стоимость земельного участка МЗРТА на Борисовских прудах составляет примерно 5 млрд рублей. Согласно кадастровой карте, площадь участка МЗРТА составляет 22 Га, плюс конгломерат небольших участков. Рыночная стоимость одного га составляет около 200 млн рублей.
«Мы планируем обратиться в ФАС с жалобой, так как у нас лично, честно говоря, возникают подозрения в теневой продаже российских промышленных активов и территорий», – резюмирует глава одной из лидирующих московских компаний в сфере строительства, несколько лет ожидавший возможности приобрести участок МЗРТА.
Впрочем, эта ситуация – отнюдь не единственный вопрос к ЭТП АГЗ РТ, возникающий у экспертов рынка. Госзаказчики ряда регионов жалуются на принудительное переведение их закупок на АГЗ РТ, которое началось отнюдь не вчера. Еще в 2013 году на закупочном портале Тендеры.ру появлялись обсуждения, посвященные «настойчивым рекомендациям» для заказчиков по 44-ФЗ перевести закупки на АГЗ РТ. Так, пользователь Рамиль Акмалдинов пишет «Мы находимся на территории Республики Татарстан и нас обязывают работать на электронной торговой площадке АГЗ РТ. Скажите пожалуйста, можем ли размещаться на других электронных торговых площадках и на основании каких документов? У кого-то есть опыт работы на других площадках и последствия после этого, на территории РТ?». Пользователи форума справедливо указали автору вопроса, что площадку выбирает сам заказчик. Другие участники обсуждения не рекомендуют Акмалдинову бунтовать против воли руководства, так как «не следовать рекомендациям себе дороже». «А Вы сможете перечить своему Президенту?», – задал риторический вопрос один из пользователей Тендеры.ру.
Но и сегодня из некоторых регионов приходят сигналы о том, что власти дают настоятельные рекомендации, какими площадками нужно пользоваться, и в предпочтениях как раз фигурирует АГЗ РТ. И в том, насколько это соответствует действительности, необходимо разобраться регулятору.
Эксперты закупочного рынка отмечают незаконность подобного «рекомендательного» подхода к выбору площадок. По мнению Екатерины Стригиной, юриста одного из адвокатских бюро, связанного с закупками, положение ст. 15 Закона о конкуренции напрямую запрещает федеральным органам исполнительной власти, а также органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и иным, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
«Были такие рекомендации даны заказчикам или нет – разобраться в этом необходимо Федеральной антимонопольной службе РФ. В любом случае, размещение всей совокупности закупок на площадке одного оператора не коррелирует с целями и задачами антимонопольного законодательства в целом, и концепции законодательства о контрактной системе, в частности, – отмечает Екатерина Стригина. – И это, безусловно, повод для ФАС обратить внимание на происходящее. Определение единственного оператора следует рассматривать через призму недобросовестной конкуренции как предоставление преференций отдельному субъекту рынка»,
В целом же, и поставщики, и заказчики жалуются на некорректность работы площадки, которая затрудняет размещение лотов и участие в закупках.