Posted 26 февраля 2019,, 08:35

Published 26 февраля 2019,, 08:35

Modified 7 марта, 16:02

Updated 7 марта, 16:02

Мусорная реформа: чиновники душат малый бизнес

Мусорная реформа: чиновники душат малый бизнес

26 февраля 2019, 08:35
Как показывает мировая практика, наиболее эффективной формой деятельности хозяйствующих субъектов является объединение профессиональных участников рынка в бизнес-сообщества и регулирование бизнес-процессов собственными силами. В России всем рулят чиновники. Именно поэтому мусорная реформа обречена на провал.

А. УМНИКОВ, член Экспертного совета по развитию промышленности и инновационных технологий переработки отходов производства и потребления при Комитете Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.

ТОРМОЗА ДЛЯ НАЦПРОЕКТОВ

«Сегодняшнее Послание сосредоточено прежде всего на вопросах нашего внутреннего социального и экономического развития. И особое внимание хотел бы уделить задачам, которые поставлены в майском указе, развернуты в национальных проектах»

(из Послания Президента РФ В. Путина к Федеральному Собранию РФ 20.02.19)

В майском Указе Президента 2018 года вновь поставлена задача по увеличению до 25 миллионов человек, но уже численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей (ИП). 94% операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) - это микропредприятия, малые предприятия и ИП, поэтому бизнес-сообщество отрасли кровно заинтересовано в реализации обоих майских указов. К сожалению, несмотря на благодарность президента бизнес-сообществу за помощь в преодолении указанных барьеров, чиновники продолжают с маниакальным упорством противостоять любым процессам, направленным на улучшение условий работы предпринимателей.

Одним из основных административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности малому бизнесу в сфере обращения с отходами является лицензирование. «Новые Известия» уже обсуждали все «прелести» этой насквозь коррумпированной государственной услуги («НИ» от 10.11.2018 «Грязные секреты российских свалок»), и отмена лицензирования отдельных видов деятельности стало бы первым шагом реформы контрольно-надзорной деятельности в сфере обращения с отходами. Но чиновники начеку, и действуя по принципу «Держать и не пущать!», стараются все удержать в своих липких ручках.

Общество столкнулось с «кладбищем информации», руководство страны дезинформируется, т.к. по причине боязни потерять свое «хлебное» место, никто из «смотрящих за экологией» не хочет взять на себя ответственность и публично признать очевидное - постоянно растущий объем отходов производства и потребления и стремительное увеличение количества участников рынка не позволяет Росприроднадзору, по объективным и субъективным причинам, обеспечить необходимый уровень контроля за обращением с отходами, что и ведет к дальнейшему ухудшению экологической обстановки, в первую очередь за счет образования и стремительного роста количества несанкционированных свалок. До смены руководства позиция Росприроднадзора вообще была такова – в образовании незаконных свалках виноваты все поголовно, включая губернаторов, но только не надзорное ведомство. В 2014 году экс-руководство Минприроды и Минстроя пролоббировало расширение области лицензирования и в результате страна получила рост количества несанкционированных свалок на 64% за период 2014-2017.

Такой результат – это, в первую очередь, негативная оценка работы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, которая, поставив в тот период под угрозу экологическую безопасность многих регионов страны, продолжала упорно держаться за лицензирование, несмотря на продолжавшиеся «посадки» своих высокопоставленных чиновников по коррупционным статьям, связанным именно с контрольно-надзорной деятельностью. Для исправления сложившейся ситуации новому руководству федеральной службы, на взгляд экспертного сообщества, было бы целесообразно мобилизовать дополнительные ресурсы, в первую очередь, самих участников рынка, и надеемся, что это будет услышано.

Как показывает мировая практика, наиболее эффективной формой деятельности хозяйствующих субъектов является объединение профессиональных участников рынка в бизнес-сообщества и регулирование бизнес-процессов собственными силами. Регулирование бизнес-процессов независимо от «опеки» чиновников, несмотря на их упорное сопротивление, при поддержке президента РФ В. Путина прошло стадию становления и уже успешно работает уже в 24 областях экономики. Более того, саморегулируемые организации в области строительства самостоятельно допускают своих членов к выполнение строительно-монтажных работ на особо опасных и технически сложных объектах (АЭС, объекты космической отрасли, инфраструктуры воздушного и ж/д транспорта, портовые сооружения, плотины, метрополитены и т.п.) и эффективно контролируют их выполнение. Область обращения с отходами – не исключение, а опыт работы с 2005 года позволил институту саморегулирования разработать и внедрить «Стандарт обращения с отходами производства и потребления I-IV классов опасности», проводить контрольные мероприятия с использованием аппаратуры спутниковой навигации, отработать механизм возмещения причиненного ущерба за счет средств компенсационных фондов, организовать плодотворное сотрудничество с региональными и муниципальными властями, а также общественниками и экологами.

Также необходимо отметить еще один факт - отсутствие должного лицензионного надзора на стационарных объектах захоронения отходов (полигоны и свалки «Белое море», «Красный бор», «Игумново», «Шушары», «Лесная», «Черная дыра» и многие другие) объективно подтверждает и отсутствие потенциальной возможности у Росприроднадзора по осуществлению контроля деятельности десятков тысяч мобильных субъектов хозяйствующей деятельности, осуществляющих перевозку отходов, в связи с чем добросовестные участники рынка предлагают возложить на само бизнес-сообщество ответственность за транспортирование твердых коммунальных отходов, от которого непосредственно зависит конечный пункт их выгрузки - на полигоне (объекте обработки, утилизации) или на несанкционированной свалке, количество которых в стране составляет уже более 110 тысяч, что представляет реальную угрозу здоровью населения многих регионов страны. Отраслевые саморегулируемые организации имеют необходимые рычаги воздействия на перевозчиков отходов, однако, для кардинального перелома сложившейся ситуации требуется от форм общественного контроля и воздействия перейти к законодательному закреплению полномочий бизнес-объединений по допуску к перевозкам и контролю транспортирования, в первую очередь ТКО.

Казалось бы, бизнес предлагает государству помощь и государственный подход – принять эту помощь, но нет, отдельные господа-чиновники, ничем не обосновывая (обосновать-то нечем!) считают это «нецелесообразным». Однако 64-х процентный рост количества несанкционированных свалок, ЧП на печально известных всей стране полигоне «Кучино», закрытого лично президентом РФ Путиным в июне 2017 года, и полигоне «Ядрово», где 21 марта 2018 года из-за выброса свалочного газа были госпитализированы 53 ребенка, а также вышеперечисленные полигоны и свалки, являющиеся объектами лицензионного надзора, но представляющими экологическую опасность для окружающей среды и населения, красноречиво говорят о несостоятельности и неконструктивности заявлений о нецелесообразности передачи части разрешительно-контрольных функций бизнес-сообществу и сохранении лицензирования транспортирования ТКО. Попранием здравого смысла и логики, абсурдной и бредовой является и ситуация, когда транспортирование ТКО - отходов IV класса опасности («малоопасные отходы»), при наличии ничтожных рисков по сравнению со строительством особо опасных и технически сложных объектов - лицензируется, а допуск к строительству, к примеру, ГЭС осуществляют саморегулируемые организации. Неоспоримо, что лицензирование транспортирования ТКО является одним из избыточных административных барьеров, убрать которые призывает президент РФ.

Вторая причина необходимости развития самостоятельного регулирования бизнес-процессов на рынке коммунальных отходов – это наблюдаемое во всех регионах стремление к обогащению за счет населения и полукриминальные методы «расчистки» рынка региональными операторами, которых в своем обращении к Федеральному Собранию президент РФ абсолютно справедливо назвал «мутными конторами». «Новые Известия» уже писали о незаконно сокращенной лоббистами, но высокооплачиваемой за наш счет, деятельности региональных операторов («НИ» от 30.01.2019 «Следите за ручками: как «новые» мусорщики залезают в наши карманы»), и президент это также отметил.

«С этого года регионы начали переходить на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Но если всё сведётся к росту платы за вывоз мусора – это не работа, а профанация»

(из Послания Президента РФ В. Путина к Федеральному Собранию РФ 20.02.19)

Все к этому и сведено, уважаемый Владимир Владимирович, а аффилированная спайка «региональная власть – региональный оператор» душит малый бизнес на корню и использует существующий лицензионный надзор, как один из инструментов оказания давления, выдавливания с рынка и доведения до банкротства неугодных предприятий, организаций и ИП. Противостоять этому «беспределу» и защитить малое предпринимательство могут только бизнес-объединения, предоставление полномочий которым и обеспечит благоприятный предпринимательский климат в сфере обращения с отходами, а значит и увеличение рабочих мест.

Теперь о предложении бизнес-сообщества отрасли по реализации майского (2018) Указа Президента. Одним из федеральных проектов, входящих в национальный проект «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является федеральный проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности». В ходе его исполнения предусмотрена реализация механизма «трансформация делового климата», предусматривающего снятие административных ограничений для ведения предпринимательской деятельности. Несомненно, что таким административным ограничением при осуществлении предпринимательской деятельности является лицензирование.

Одним из федеральных проектов, входящих в национальный проект «Экология», является федеральный проект «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами». Создание разветвленой сети предприятий по обработке и утилизации ТКО, предусмотренное федеральным проектом - это новые рабочие места и логистически доступные стационарные пункты транспортирования ТКО, в связи с чем бизнес-сообщество крайне заинтересовано в строительстве задекларированной сети из 220 мусороперерабатывающих комплексов по всей территории России.

При этом ни у кого не вызывает сомнений, что на реализацию указанных проектов необходимы значительные финансовые средства, как бюджетные, так и внебюджетные. Федеральная ассоциация профессиональных участников рынка обращения с отходами – Национальный союз саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами, считает, что часть внебюджетных средств возможно и необходимо изыскать за счет внутренних ресурсов участников рынка. В отличие от системы лицензирования, в систему саморегулирования заложена коллективная ответственность за причинения вреда здоровью и имуществу граждан и (или) ущерба окружающей среде при обращении с отходами путем формирования компенсационных фондов. Бизнес-сообщество предлагает максимально эффективно использовать указанные средства путем размещение компенсационных фондов всех отраслевых саморегулируемых организаций на депозитных счетах одного, уполномоченного, банка с участием государственного капитала. Такой механизм позволит получать постоянный доход в виде процентов, образующихся в ходе финансовых операций с вкладами, который будет направляться на пополнение учрежденного фонда финансовой поддержки (ФФП) и на компенсацию уполномоченному банку за предоставление льготных кредитов членам саморегулируемых организаций.

Данное предложение полностью укладывается в формат еще одного федерального проекта – «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», и уже поддержано рядом министерств (Минпромторг, Минэкономики и Минсельхоз России), банков с государственным участием («ВТБ», «МСП-банк», «Россельхозбанк» и «Сбербанк»), а также АО «Корпорация «МСП», «Общественным экологическим контролем России», «Опорой России» и другими.

Таким образом, отмена лицензирования транспортирования ТКО и предоставление права их транспортирования членам отраслевых саморегулируемых организаций, позволит реализовать в сфере обращения с отходами механизм «трансформация делового климата», кратно повысить эффективность контроля за транспортированием ТКО, в том числе, за счет использования ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС, а также в сжатые сроки, после принятия соответствующих поправок в законодательство, аккумулировать в ФФП порядка 13-15 млрд. руб. внебюджетных средств и обеспечить повышение эффективности решения задач сразу двух национальных проектов – «Экология» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

14 января 2019 года Указом Президента создана публично-правовая компания «Российский экологический оператор» (ППК). Цель создания ППК - формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечение управления указанной системой, предотвращение вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращение во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и получения энергии, а также в целях ресурсосбережения. Говоря о финансовом обеспечении деятельности ППК, Министр природных ресурсов и экологии РФ Д. Кобылкин отметил, что для финансирования работы ППК будет использовано 15 млрд. руб. от «экологического сбора», который поступит в бюджет в совокупности с 2019 по 2024 год. По словам министра, этого мало: для создания необходимой инфраструктуры по сортировке и переработке мусора может потребоваться 100 млрд руб. из бюджета, но эти расходы еще требуют обоснования.

Национальное бизнес-сообщество предлагает оказать поддержку деятельности ППК за счет участия в соглашении о государственно-частном партнерстве с ППК «Российский экологический оператор» путем приобретения облигаций, эмитентом которых будет являться ППК. В свою очередь, бизнес-сообщество, оказывая поддержку ППК в достижении вышеуказанных целей, в которых кровно заинтересованы все участники рынка обращения с отходами, будет получать доход от приобретенных облигаций, который будет направляться на пополнение ФФП, средства которого, при законодательной реализации предложения, за один год превысят средства от пятилетнего «экологического сбора» со всей страны и будут надежно защищены от чиновничьего «распила».

Продолжая тему финансового обеспечения реализации национальных проектов, необходимо отметить, что Счетная палата РФ пришла к выводу, что расходы на нацпроекты, обозначенные в их паспортах, значительно превышают средства, заложенные на них в бюджете. Губернаторов тревожит, что недостающие для реализации нацпроектов средства из федерального бюджета будут изыскиваться за счет региональной части софинансирования.

Сокращение запланированного финансирования нацпроекта «Экология» с 6 до 4 трлн. рублей, приведенные слова Министра природных ресурсов и экологии РФ о недостатке финансового обеспечения деятельности ППК, вывод Счетной палаты РФ и позиция губернаторов должны были дать сигнал и сподвигнуть ответственных чиновников принять предложение бизнес-сообщества по формированию внебюджетного источника финансирования.

Не тут-то было. Предложения в ноябре 2018 года были направлены в правительство РФ, в декабре 2018 года подготовлен соответствующий законопроект, который находится на экспертизе в Координационном совете по законотворческой деятельности фракции «Единая Россия» в Государственной Думе, но на сегодня никто, из отвечающих за реализацию национальных проектов, ответа по инициативе бизнес-сообщества не дал.

Поэтому хочу задать три вопроса руководителям, отвечающим за реализацию национальных проектов:

1. Как вы думаете, если вы отклоните предложения по устранению избыточных административных барьеров для малого бизнеса, повышению эффективности контроля транспортирования твердых коммунальных отходов и формированию внебюджетного источника финансирования - это будет государственный подход к реализации национальных проектов или неприкрытый отказ выполнения решений главы государства?

2. Как вы объясните гражданам России, почему на фоне принятия правительством РФ при поддержке «Единой России», мягко говоря, непопулярных прошлогодних решений в целях пополнения федерального бюджета, вы отказываетесь от предлагаемых внебюджетных денег?

3. Как вы думаете, каким будет общественный резонанс и реакция независимых СМИ?

Да, и не забудьте, пожалуйста, доложить об этом Президенту Российской Федерации и попробовать ему объяснить ваши побуждения и мотивацию при блокировании его инициатив и игнорировании его указаний.

«С такими настроениями лучше к снаряду не подходить».

(из Послания Президента РФ В. Путина к Федеральному Собранию РФ 20.02.19)

"