Рус
Eng

Укрощение зеленого змия

Укрощение зеленого змия

Укрощение зеленого змия

26 января 2015, 00:00
Экономика
СЕРГЕЙ ПУТИЛОВ
В то время как все продукты на глазах дорожают, водке предписано подешеветь. С 1 февраля Росалкогольрегулирование устанавливает новую минимальную розничную цену (МРЦ) на крепкий алкоголь: впервые с 2009 года эта планка будет не повышена, а, наоборот, снижена. Пол-литровая бутылка водки станет доступна за 185 рублей вме

Производство легальной водки в России по итогам 2014 года снизилось, по данным Росстата, на 22,3%. Наиболее сильное сокращение производства пришлось на ноябрь и декабрь минувшего года: выпуск продукции упал на 38,5% и 47,3% соответственно.

Последние три года политика государства на алкогольном рынке, официально объясняемая борьбой с пьянством, заключалась в неуклонном повышении акцизов, которые, как ожидалось, увеличат доходы казны и заставят население меньше пить. Кроме того, постоянно увеличивалась МРЦ, пять лет назад составлявшая 89 рублей. Результат, однако, получился прямо противоположным. Пить меньше не стали, зато существенного возросли доходы теневого сектора.

Под занавес прошлого года президент РФ Владимир Путин на заседании Госсовета не поддержал идею повышения цен на алкогольные напитки, поскольку это, по его словам, только увеличит потребление суррогатных напитков. Глава государства подчеркнул, что с «зеленым змием» бороться нужно «здравыми способами». Со своей стороны, вице-премьер Александр Хлопонин на заседании Комиссии по регулированию алкогольного рынка в декабре озвучил цифры, согласно которым ежегодно бюджет теряет из-за нелегального алкоголя 30 – 50 млрд. рублей. Разница между производством и продажей водки за десять месяцев 2014 года составила 32 млн. декалитров, то есть акцизные сборы не были уплачены с каждых двух из пяти произведенных бутылок.

По оценкам чиновников, в результате того, что МРЦ на водку взлетела осенью прошлого года со 170 до 220 рублей, легальный рынок потерял 14% потребителей, которые перешли на продукцию из теневого сектора. Доля «серого рынка» крепкого алкоголя при этом достигла рекордных 65%. В нынешних условиях экономического кризиса малообеспеченные потребители не готовы платить высокую цену за водку и переходят на суррогаты – самогон, «медицинские» жидкости двойного назначения, нелегальную продукцию, реализующуюся через альтернативные каналы сбыта.

Эксперты отмечают, что без снижения алкогольного акциза поднять производство и продажу водочной продукции в легальном секторе едва ли удастся. С учетом подорожавшего в прошлом году примерно на 20% спирта ее реальная минимальная цена в рознице составляет 230–240 рублей. Уложиться в 185 рублей сегодня может только продукция локальных производителей, поставляемая напрямую в их собственные магазины. Но это только около 5% продаваемой в стране водки. В остальных торговых точках, коих в стране зарегистрировано более 250 тыс., в сочетании с действующими торговыми наценками (накрутка – до 30% к отпускной заводской цене) официально продаваемая водка по определению не может стоить ниже 220 рублей. Поэтому многие эксперты называют снижение минимальной розничной цены до 185 рублей популизмом. Единственным результатом объявленного с 1 февраля понижения МРЦ может стать лишь то, что население переключится с суррогатов на подешевевшую в рознице нелегальную заводскую водку. «Сегодня отпускная цена с завода – 175 рублей, из них 127 рублей отдается в качестве налогов, в том числе 40 рублей в виде акцизов. Себе завод забирает лишь 48 рублей, в которые входят растущие расходы на производство», – привел в разговоре с «НИ» расчет директор российского Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. По его мнению, чтобы легальная водка действительно стоила 185 рублей, надо снизить акцизы, иначе предприятия будут работать себе в убыток. «В тех регионах, где бутылку водки можно купить за 100 рублей, никто не будет брать ее по 185. Сейчас 65% продаваемого крепкого алкоголя приходится на теневой сектор, и ожидать резкого изменения сложившейся ситуации не приходится», – считает эксперт.

Основная причина снижения МРЦ, по мнению Дробиза, заключается в том, что государство признало ошибочной алкогольную политику последних лет. С 2012 по 2014 годы ставки акцизов росли в среднем на 30% ежегодно. До того они повышались на уровень инфляции, в среднем – не более 10% в год. Это позволяло соблюдать паритет между легальной и нелегальной продукцией на рынке. Сейчас получилось так, что по отношению к уровню доходов официально продаваемые крепкие алкогольные напитки обходятся россиянам в 4–5 раз дороже, чем европейцам. Отсюда рост спроса на «паленую» продукцию. То есть тезис о том, что если сделать водку дорогой, то уровень потребления уменьшится, оказался несостоятельным. При этом снизилась собираемость доходов в бюджет. «Если акцизы выросли в прошлом году на 25 процентов, то рост собранных доходов с производителей алкоголя составил всего 11 процентов. Соответственно, вся остальная выручка ушла в нелегальный сектор, который предлагает водку по более дешевым ценам», – пояснил Дробиз.

Кроме желания вернуть утекающие в теневой сектор доходы, государство вынуждено подстраиваться под ухудшающуюся экономическую ситуацию в стране. Алкоголь во все времена служил с точки зрения властей фактором, отвлекающим население от социально-экономических проблем. Иначе есть шанс, что события могут происходить, как в анекдоте времен горбачевской антиалкогольной кампании. Члены Политбюро жалуются генсеку: «Народ про­трезвел, спрашивает, куда дели царя?».

«Государство пытается приспособиться к новой кризисной ситуации, когда доходы населения падают. Предполагается, что дешевая водка позволит повысить сборы с оборота. Но рассчитывать, что снижение розничной цены до объявленного уровня позволит победить нелегальный рынок, – не приходится», – сказал «НИ» старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков. Эксперт согласен с тем, что оставлять ситуацию в таком виде, как сейчас – когда легальная водка из-за ее дороговизны стала фактически неконкурентоспособной, – недальновидно. Другой вопрос, что в глубинке, где можно купить водку в магазине по цене ниже официальной, мало кто станет ее брать за 185 рублей и по-прежнему будет предпочитать дешевые суррогаты, уверен г-н Новиков.

Правда, согласно статистике Минздрава, потребление алкогольных напитков за последний год заметно снизилось. Вместе с тем число смертей от алкоголизма не уменьшилось. «Это можно объяснить как раз тем, что потребление суррогатного алкоголя компенсирует недостающие продажи традиционной водки», – сказала «НИ» первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова.

В 2014 году в одном только Подмосковье было закрыто три предприятия, производящих суррогатную алкогольную продукцию. Хорошо еще, если водку делают из дешевого спирта, разведенного водопроводной водой. Но бывали ведь и случаи, когда используются технические сорта, например, метиловый спирт. Даже если он сильно разбавлен, остается серьезный риск летального исхода при употреблении такой «паленой» водки. «Нужно также учитывать, что суррогатная и контрафактная продукция пробивает заметные дыры в бюджете. Например, в московский бюджет в 2014 году не поступило почти 1,5 миллиарда рублей из-за нелегальной торговли алкоголем», – отметила эксперт.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter