Posted 25 января 2004,, 21:00

Published 25 января 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Украина смотрит на Восток

Украина смотрит на Восток

25 января 2004, 21:00
В субботу завершился визит Владимира Путина на Украину. Его поездка была приурочена к исторической дате – 350-летию Переяславской рады. По символическому совпадению нынешнее руководство республики также заявило о своей готовности быть «навеки единым с русским народом». Теперь до создания Единого экономического простран

В Киеве Владимира Путина принимали с подчеркнутым дружелюбием. Президент Украины Леонид Кучма, произнося приветственные речи, несколько раз подчеркнул, что его страну с Россией связывает не только 350-летняя политическая дружба, но и общность культур, языковая близость и, наконец, общие геополитические интересы. Складывалось впечатление, что это какая-то новая Украина, а совсем не та, которая еще пару месяцев назад заявляла, что ей не по пути с Москвой. И не та, чей президент в конце прошлого года выпустил книгу с символическим названием «Украина – не Россия».

Причины столь резкой переоценки ценностей скоро стали понятны. Леонид Кучма, комментируя недавний зерновой голод на Украине, с нескрываемой обидой заметил: «Когда у нас было трудно с хлебом, то зерно мы получали из России и Казахстана. Все остальные декларировали, что они собрали много хлеба, но дальше деклараций дело не дошло. От вас (эти слова были обращены к Владимиру Путину) мы получали экономическую поддержку, от других – декларации о поддержке. Это все должны понимать». Сам же Леонид Кучма, по-видимому, понял за это время еще и то, что лучше синица в руке, чем журавль в небе: возможная «газовая блокада» со стороны России и отказ нашей страны от зерновых интервенций могут ввергнуть украинскую экономику в состояние тяжелейшего кризиса. Понятно, что это последнее, что нужно нынешнему президенту страны, собравшемуся баллотироваться на третий срок.

Со своей стороны, российские власти не преминули воспользоваться этой неожиданной покладистостью строптивого украинского руководства. Владимир Путин, судя по итогам визита, добился от Леонида Кучмы твердых гарантий того, что Украина теперь будет «смотреть не на Запад, а на Восток». И что власти республики не будут препятствовать созданию излюбленного детища Кремля – Единого экономического пространства, куда должны войти Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан. С Казахстаном вопрос уже фактически решен: недавний визит Владимира Путина в Астану доказал это. Теперь «на милость победителю» фактически сдалась Украина: Леонид Кучма, явно напуганный перспективой продовольственного кризиса в республике, заявил, что все противоречия, препятствовавшие созданию ЕЭП, сняты. И ничто не мешает России и Украине приступить к подписанию необходимых соглашений.

По мнению экспертов, на поведение украинского руководства почти наверняка повлияла «политика кнута», которую Россия проводит сейчас по отношению к Белоруссии. Как известно, упрямая республика отказалась подписать соглашение о создании единого валютного союза с Россией. В ответ «Газпром», до этого исправно поставлявший в Белоруссию газ по внутрироссийским ценам, неожиданно заявил, что «дружба врозь»: теперь белорусские потребители должны оплачивать «голубой поток» на общерыночных основаниях, то есть по ценам, в три раза превосходящим прежние расценки. Заместитель председателя совета директоров «Газпрома» Александр Рязанов без обиняков заявил, что Россия не обязана играть для Белоруссии роль «дойной коровы» и что наличие давних и хороших партнерских отношений еще не означает, что за газ можно не платить, а свой национальный бюджет можно дотировать за счет недополученных «Газпромом» прибылей.

Конфликт между «Газпромом» и белорусскими властями достиг такой остроты, что в пятницу, 23 января, Александр Лукашенко дважды связывался с Владимиром Путиным по телефону и, по словам пресс-службы российского президента, «обсуждал газовые проблемы». Судя по тому, что никаких распоряжений из Кремля «Газпром» после этого не получил, стороны остались «при своих». По мнению наблюдателей, жесткая позиция Москвы по отношению к Белоруссии сейчас представляется вполне объяснимой: итоги визита в Киев показали, что Белоруссия осталась единственным камнем преткновения на пути к созданию Единого экономического пространства. А вот времени на формирование союза остается все меньше: до президентских выборов в России меньше двух месяцев.

"