Posted 24 ноября 2014,, 21:00

Published 24 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:03

Updated 8 марта, 04:03

Закономерные потери

Закономерные потери

24 ноября 2014, 21:00
Россия теряет 40 млрд. долларов в год от действия западных санкций и еще порядка 90–100 млрд. долларов от снижения цен на нефть. Такие оценки обнародовал вчера министр финансов Антон Силуанов (на фото), выступая на Международном финансово-экономическом форуме. Эксперты отмечают, что нынешние цифры потерь значительно пр

Сравнительно недавно, в июле этого года, европейские структуры оценивали предстоящие потери России от секторальных санкций в размере порядка 100 млрд. долларов за два года – 25 млрд. в текущем году и еще около 75 млрд. в 2015-м. Но Минфин уже ожидает примерно в полтора раза более тяжелые последствия только в этом году. Так как, по словам Антона Силуанова, из-за геополитической напряженности произошло сокращение притока капитала в страну, а основные российские заемщики оказались отрезаны от своих традиционных инвестиционных баз.

При этом уже не первый год экономика переживает чистый отток денежных средств из России, который в этом году только увеличился. Министр вновь подтвердил свой прогноз, согласно которому этот показатель составит не менее 130 млрд. долларов, тем самым повторив печальный «рекорд» кризисного 2008 года и превысив значения прошлого года почти вдвое.

Кроме того, дополнительные потери сформирует и падение цены на нефть, начиная с июля этого года – на 30%, до четырехлетних минимумов. По предварительным подсчетам, они могут составить до 100 млрд. долларов. Что для российского бюджета, доходы которого в 2014 году на 52% складываются из нефтегазовых доходов, может стать серьезным ударом. Правда, напомним, что средневзвешенная годовая цена на нефть заложена в бюджете в размере 96 долларов за баррель, а потому высокие цены первого полугодия уже позволили сформировать «подушку безопасности» дополнительных доходов почти в 1 трлн. рублей. Тем не менее дешевеющая нефть явно добавляет головной боли российским властям. Не случайно Москва объявила о готовности начать обсуждать с картелем нефтедобывающих стран ОПЕК вопрос пропорционального снижения добычи – с тем чтобы подтолкнуть цену черного золота на мировом рынке вверх.

Как отметил ранее бывший министр финансов и глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, «цены на нефть расти не будут, а скорее будут только падать». А потому необходимо повышать эффективность производства и производительность труда, но для этого государственные структуры недостаточно развиты. В свое время Кудрин также проанализировал возможные потери от санкций, дав оценку в 1–1,5% недополученного экономического роста, а «это 1 трлн. рублей продукции и 350 млрд. рублей в бюджет».

Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг отметил в беседе с «НИ», что дело даже не в том, какие именно факторы оказали наиболее губительное влияние на экономику, а в том, что российская экономика упорно не диверсифицируется, оставаясь в унизительной зависимости от внешней ценовой конъюнктуры на мировом нефтяном рынке, которая вряд ли будет улучшаться. «Правительство, к сожалению, продолжает плыть по течению. И вместо того чтобы начать требующуюся кардинальную перестройку структуры экономики в целом и экспорта в частности, по-прежнему принимает решения в духе «ужаться, подтянуться, перетерпеть», – добавляет эксперт. По его мнению, риск от вложения средств в структурную перестройку намного меньше, чем складывание этих средств в постоянно обесценивающуюся «кубышку»

"