Posted 24 ноября 2009,, 21:00

Published 24 ноября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:23

Updated 8 марта, 07:23

Министр транспорта и коммуникаций Литвы Элигиюс Масюлис

Министр транспорта и коммуникаций Литвы Элигиюс Масюлис

24 ноября 2009, 21:00
Международный форум «Транспорт России: становление, развитие, перспективы», прошедший на днях в Москве, собрал делегации из 60 государств. Многие проблемы отрасли оказались общими для стран постсоветского пространства. На западном направлении, например, для РФ особое значение имеет транзитный маршрут Литва – Калинингра

– Господин миниcтр, какие наиболее важные проблемы вы обсуждали с российской стороной на форуме в Москве?

– В Москве мне удалось не только встретиться с российским президентом, но и изложить ему несколько идей, касающихся развития партнерских отношений. Я поблагодарил президента России за личную помощь в разрешении проблемы, возникшей у литовских водителей в августе нынешнего года при пересечении российской границы. Сейчас обстановка на границе рабочая и стабильная. Проблем не возникает, но порядок следует соблюдать всем участникам международных перевозок. Об этом говорили руководители двух таможенных ведомств, которые решили по возможности упростить процедуру перемещения грузов. На встрече с Дмитрием Медведевым я акцентировал его внимание на использовании Калининградской области в качестве транзитного коридора для перемещения грузов. Есть хорошие перспективы, учитывая шаги литовской стороны по инвестициям в транспортную инфраструктуру этого российского региона. К сожалению, грузопоток между нами снизился на 40% по сравнению с 2008 годом. Полагаю, что это временное снижение и в перспективе он будет только расти. И Калининградский, и Клайпедский порты имеют хорошие возможности для увеличения взаимовыгодных импортных и экспортных операций. На что российский президент заметил, что он уверен в перспективах этого транзитного пути в Западную Европу. В октябре в Вильнюсе прошел саммит азиатских и европейских министров транспорта, на котором обсуждались перспективы сухопутного транспортного коридора, который в будущем следует прокладывать через Казахстан, Россию, Украину, Белоруссию, прибалтийские страны. Сейчас главный путь перемещения товаров из Азии в Европу – морской. Это длинный путь. Если развивать железнодорожную и автомобильную инфраструктуры, то можно создать ему очень хорошую альтернативу. Это будет и быстрее, и дешевле. Отрадно, что и г-н Левитин, и г-н Медведев расценивают это предложение как перспективное. Необходимы только усилия тех стран, от которых зависит развитие инфраструктуры нового транзитного коридора, а значит, и успешное решение всего проекта. Нужны не только рельсы, автодороги. Придется упрощать таможенные процедуры, устранять разного рода административные препятствия. Тогда и Россия, и Литва будут иметь пользу от транзитных потоков, направленных по новому коридору. Здесь у нас общий интерес.

– Проясните, пожалуйста, проблему, возникшую на российской границе у литовских перевозчиков в минувшем августе, о которой вы упомянули.

– Проблема актуальна и для литовских, и для российских перевозчиков, касается она выдачи транзитных пропусков через Калининград. Я уже говорил, что в начале октября встречались представители министерств, ассоциаций перевозчиков двух сторон, которые договорились, что литовские перевозчики получат, как и планировалось, 85 тыс. пропусков. Точно такое же количество пропусков они получат и на 2010 год. Несколько дней назад у нас возник «маленький пожарчик» – недоставало около 10 тыс. пропусков, которые должны быть использованы до конца года. Я признателен министру транспорта России и его ведомству за оперативное решение этой проблемы. На следующий год, согласно двустороннему договору, учтены все нюансы механизма выдачи пропусков. Главное, чтобы и литовские, и российские службы сработали четко и оперативно. Уверяю вас, в этой проблеме никакой политики нет, так как литовские перевозчики и дальше хотят работать с Россией. Думаю, что и российские перевозчики хотят ехать в Калининград и дальше, на Запад. Обеим сторонам выгодно договариваться, а не устраивать проблемы друг другу. Им не надо конкурировать между собой. Надо сообща конкурировать с перевозчиками других стран.

– Вы сказали, что будете совершенствовать механизм транзитных перевозок. В чем это заключается?

– Прежде всего следует координировать действия обеих сторон в части применения законодательства стран Евросоюза и других государств, через которые перемещаются грузы. В последнем случае имеются в виду Россия, Белоруссия, Украина. Сегодня есть юридические различия в механизме и процедурах. В будущем необходимо создать единый правовой механизм перемещения грузов через границы государств. Еще одна насущная необходимость – компьютеризация таможенных и пограничных процедур. И Россия, и Литва целенаправленно в этом плане работают, что обнадеживает. И никакого, заметьте, языкового барьера нет. Литва и другие прибалтийские страны имеют в этом плане преимущества перед нашими западными соседями.

– В компетенции минтранса Литовской Республики только железные и автодороги, а также морские пути?

– Если скажу обо всех сферах – не поверите! Мы ведь министерство транспорта и коммуникаций. В нашем ведении железные дороги, авиация, почта, водные пути, порты, автомобильные дороги – вся инфраструктура. Сфера очень широкая, требует инвестиций не только национальных, но и международных. В 2007– 2013 годах намечено немало инвестиционных инфраструктурных проектов, в числе которых и Клайпедский порт, и железные дороги. Одной республике такие проекты не поднять. Есть проект, касающийся устройства железнодорожной европейской колеи, которая только на 12 км заходит на нашу территорию. Далее идет широкая «советская» колея. Проект предусматривает создание европейской колеи, которая прошла бы по прибалтийским странам до Хельсинки. Сейчас идет первый этап реконструкции. По нашим планам до 2013 года европейская колея должна дойти до Каунаса. Там, где сойдутся обе колеи – узкая и широкая, мы устроим большой логистический центр. Конечно же, такой проект Литовской Республике очень выгоден.

"