Posted 24 ноября 2009,, 21:00

Published 24 ноября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 02:23

Updated 8 марта, 02:23

Бери – не хочу

Бери – не хочу

24 ноября 2009, 21:00
Вчера первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев, выступая на Российском экономическом и финансовом форуме в Австрии, заявил, что к середине будущего года возобновится рост кредитования населения. Независимые экономисты удивлены такому прогнозу, они считают его излишне оптимистичным, отмечая, что для этого пока нет никаких о
Сюжет
Банки

Первый зампред ЦБ напомнил, что пока кредитование населения в отличие от бизнеса снижается по сравнению с прошлым годом. По словам г-на Улюкаева, в целом совокупный кредитный портфель российской банковской системы в настоящее время соответствует уровню начала 2009 года. Возобновить рост он может в 2010 году, чтобы к декабрю следующего года может вырасти на 15%. Если обратиться к статистике того же Центробанка, опубликованной чуть ранее, нынешняя картина будет выглядеть еще мрачнее. К октябрю прошлого года банки выдали кредитов физическим лицам на сумму 3,2 трлн. руб., а к октябрю этого года – всего на 1,8 трлн. И вовсе не потому, что банкиры не хотят давать деньги, а потому что население не может брать их по таким ставкам.

По данным Агентства финансовой статистики, на сегодняшний день средневзвешенная процентная ставка по потребительским кредитам сроком до 1 года составляет в Евросоюзе 7,8% годовых, а в России – 30,9% в рублях и 17,2% в евро. То есть в национальной валюте разница практически четырехкратная. Заемы на срок от 1 года до 5 лет в ЕС обходятся в среднем в 6,78% годовых, в РФ то же самое стоит в 2–3 раза дороже – 20,3% в рублях и 14,3% в евро. «У нас и инфляция выше в те же четыре раза, и банковская система в разы меньше по сравнению с западной, и риски более значимые», – пояснил «НИ» причины таких различий профессор, доктор экономических наук Никита Кричевский. Но потребителю от этого явно не легче – он просто «не вытягивает» такие проценты. Недаром некоторые аналитики прогнозируют в будущем году пик невозврата кредитов, выданных физлицам. По самым пессимистичным расчетам, «просрочка» увеличится на 42%.

Отдельная тема – ипотека. Не далее как позавчера премьер Владимир Путин заявил, что в будущем году ставка по жилищным кредитам не должна превышать 10–11%. «Разумеется, мы должны будем стремиться к тому, чтобы сделать ее еще ниже – в обозримом будущем выйти где-то на 7%, на 6%», – добавил он. Сегодня средняя ставка по ипотеке составляет 14,5% годовых. Россияне в массе своей не хотят, а главное – просто не могут столько переплачивать. Поэтому общее количество выданных в РФ в этом году ипотечных кредитов на конец сентября составило 77 тыс., а общая их сумма – 2,1 млрд. евро. Для сравнения: по экспертным оценкам, за то же самое время британцы взяли 994 тыс. ипотечных займов на общую сумму, превышающую 111 млрд. евро. В маленькой Бельгии выдано 127 тыс. жилищных кредитов на 12 млрд. евро. А кризис ведь не только у нас.

Известный эксперт в сфере недвижимости Ирина Радченко считает, что 10–11%, о которых говорил премьер, вполне достижимы, но задается вопросом, а есть ли в этом необходимость. «Дело в том, что единственная программа, которая работает в российских регионах, – это Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), которое на 100% принадлежит правительству, – пояснила она «НИ». – Поэтому, конечно, можно, невзирая ни на какие рыночные процессы, взять и опустить ставку. Однако это может привести к перекосу. У нас достаточно активно представляли свои продукты иностранные банки, сейчас они в шоке, потому что такой политикой государство пытается монополизировать рынок. Будет ли это хорошо? Конкуренции не будет точно».

Одновременно с этим на рынке наблюдается катастрофическая нехватка жилья. «Получается, как только мы сделаем ипотечные кредиты доступными, не подкрепив это предложением на первичном рынке, снова «хрущевки» станут золотыми, – говорит г-жа Радченко. – Мы ходим по кругу. Цены опять разгонятся до небес, потом снова наступит обвал, и мы опять будем спасать заемщиков. Государство уже помогает гражданам, которые взяли и не могут вернуть ипотечные кредиты. Получается, загнали всех в ипотеку, случился кризис, людей поувольняли, а теперь давайте им помогать опять из того же бюджета. Это какая-то непонятная игра».

«Текущая ситуация в высшей степени характеризуется неопределенностью как российской экономики, так и банковской системы в будущем году, – отметил Никита Кричевский. – Если сегодня цена на нефть составляет около 80 долларов, это совершенно не значит, что она и завтра будет такой же. Ни для кого не секрет, что мы имеем дело с теми же сырьевыми, фондовыми, инвестиционными и прочими пузырями, которые привели к нынешнему кризису. Поэтому утверждать, что к середине 2010 года будет такая же стабильная ситуация, как и сегодня, было бы верхом неосмотрительности». Более того, ученый утверждает, что сегодня в банковской системе существуют серьезные риски. «По итогам неформального общения с представителями ведущих российских банков могу сказать, что сейчас значительная часть кредитов выдается по директивным указаниям, исходящим из руководящих органов нашей страны, – рассказал он. – Эти указания содержат в себе не только суммы, которые должно получить то или иное предприятие, но также срок и процентную ставку. В долгосрочной перспективе такие директивы на выдачу кредитов конкретным получателям могут привести к тому, что эти заемы возвращены не будут». Добавим, что и банки это понимают, поэтому, проявляя щедрость к одним заемщикам, они отыгрываются на других, закладывая в их процентные ставки чужие риски. А это значит, что взять в долг на европейских условиях мы не сможем еще очень долго.

"