Posted 25 октября 2018, 16:00
Published 25 октября 2018, 16:00
Modified 7 марта, 16:26
Updated 7 марта, 16:26
Любопытной информацией поделился в ФБ общественный деятель Петр Шкуматов:
«А я смотрю, что меня читают чиновники. Иначе объяснить новую инициативу Минтранса про динамическое ценообразование в общественном транспорте невозможно .
Ну а я поделюсь с вами слухами, как это вообще будет работать. Всё слухи, просто знайте, что обсуждают в кулуарах.
Как вы знаете, городской государственный общественный транспорт у нас убыточен практически везде, а основная стратегия российского государства вывести на самоокупаемость не только пенсионеров, но и автобусы с трамваями и прочими метрополитенами. То, что тренд идет в этом направлении, давно не секрет и даже уже, в некоторой степени, баян. Но вот механизм реализации самоокупаемости ОТ он интересен.
Если вы помните, Ликсутов несколько лет назад разогнал частных перевозчиков, которые, как раз, были на самоокупаемости со своими маршрутками и денег от государства не просили. Странно, казалось бы. Но нет. Дело в том, что была принята стратегия возвращения госмонополии на ОТ и привлечения частных компаний максимум на субподряд. Ну, а кто не хочет - может катить на все четыре стороны. Собственно, подавляющее большинство предпринимателей так и сделали. Но суть не в этом, а в том, для чего это было сделано. Для того, чтобы сформировать монополию на перевозки в ОТ. И это произошло.
Итак, общественный транспорт сегодня уже представляет некую монополию, пока государственную (скоро может стать частной или квазичастной через приватизацию подвижного состава и контрактов жизненного цикла). Все перевозки цифровизированы и замкнуты на карту «Тройка» и ее аналоги. Поэтому стало возможным посчитать, какая финансовая дыра существует в сфере ОТ. И вот что выяснилось.
Для того, чтобы наземный ОТ вышел на нормальную рентабельность, одна поездка в ценах 2017 года должна была стоить порядка 70 рублей. Это, подчеркну, средняя стоимость поездки, т.е., разовые билеты должны стоить рублей 100, а с проездным дешевле. Слышал своими ушами на одном из транспортных мероприятий. Кстати, на основании этого расчета вы можете сравнить эффективность частных микроперевозчиков, которые умудрялись получать прибыль с цены поездки в 35 рублей и даже обновляли подвижной состав на такие богоугодные марки, как «мерседес», и государственных. Но сейчас не об этом, а куда всё это катится.
Хуже с метро. К сожалению, по метро нет достоверных цифр, слишком закрытая структура, но есть оценки, estimate, что средняя цена одной поездки на метро, если не вводить зональный тариф, должна составлять на сегодня порядка 80-90 рублей. Это средняя, подчеркну, т.е., разовые билеты должны стоить 130-150 рублей, с проездными дешевле. В этом случае метро будет на точке самоокупаемости.
Доверять ли этим цифрам или не доверять решать вам, но, можно сравнить с аналогичными транспортными системами и станет понятно, что цифры похожи на правду. Чудес не бывает, если в NYC поездка на метро стоит 2 бакса, а в Лондоне 2 фунта, то в Москве, где на аналогичную инфраструктуру тратятся сопоставимые деньги (кроме зарплат низшего персонала), цена на поездку без дотаций государства должна стоить сопоставимо.
Запомните эти ориентировочные цифры: разовая поездка на автобусе - 100 рублей, на метро - 150 рублей в ценах 2018 года. С проездными конечно будет дешевле, так что офисный планктон пострадает не сильно. А с годовым проездным, когда вы сразу всё оплатите на год вперед, еще дешевле. Собственно, к этому всё и идет.
Как это будет организовано, через пиковые тарифы, через постоянное подорожание или еще как то, я не знаю. Когда этот процесс закончится я тоже не знаю. Понятно, что резко дергать не будут. Но то, что общественный транспорт будут тянуть по всей стране (а Москва здесь будет выступать хэдлайнером всего мероприятия) к точке самоокупаемости, чтобы скинуть с себя этот груз социальной ответственности (привет Конституция) - это уже сложившийся и медицинский факт...»