Posted 24 октября 2011,, 20:00

Published 24 октября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:17

Updated 8 марта, 06:17

Цена интеграции

Цена интеграции

24 октября 2011, 20:00
Вчера президенту Украины Виктору Януковичу опять пришлось объяснять, почему Киев подписал соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) со странами СНГ, и уверять, что оно не будет препятствовать интеграции страны в Европу. ЗСТ пока существует только как план, а споры о том, кому она нужна, ведутся все ожесточеннее. По ид

Напомним, Договор о зоне свободной торговли был подписан на днях на заседании глав правительств стран СНГ. В ЗСТ вошли все страны Содружества за исключением Азербайджана, Армении и Туркменистана. Ожидается, что зона начнет действовать уже со следующего года. Одновременно стало известно, что Киргизия, выразившая желание вступить в ТС еще весной этого года, в скором будущем может стать четвертым членом этой организации. Расширение союза имело бы не только экономические, но и ощутимые имиджевые последствия, доказывало бы, что идею Содружества рано хоронить, что оно действует и развивается. И пример Бишкека должен в этом убеждать.

В Киргизии проживает свыше 5 миллионов человек, из них около 8,4% – официально зарегистрированные как безработные. По неофициальным данным, таких более 20%. Государственная статистика утверждает, что около 38,4 тыс. граждан страны живут за рубежом. При этом 300 тыс. находятся в России временно, по трудовому соглашению. Однако, по самой грубой экспертной оценке, около 500 тыс. граждан Киргизии уже стали россиянами. Экономика страны, пережившей недавно смену власти, сопровождавшуюся серьезными социальными и политическими волнениями, мягко говоря, не на подъеме. И если Бишкек, вступив в ТС, начнет резко улучшать положение дел в социально-экономической сфере, это станет сигналом для других: интеграция необходима всем. Другое дело, какую цену за это заплатят другие участники союза.

По мнению профессора Московского гуманитарного университета Алексея Скопина, Киргизия станет самым проблемным участником ТС. «Вообще сложно найти какие-либо «плюсы» от принятия в союз этой страны. Все 15–20 лет независимости там непонятно, что происходило. Все выданные кредиты разворовывались, политическая ситуация настолько плачевна, что угроза гражданской войны ощущается до сих пор: население делится по регионам друг против друга», – рассказал «НИ» ученый. По его словам, все, что оставалось после распада СССР, разрушено. «Если раньше Киргизия могла быть использована в ТС как транспортный узел, то теперь и этого уже нет», – отмечает г-н Скопин.

Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин с такими оценками не согласен. «Даже небольшое расширение рынка для России – уже позитивный результат. А в Киргизии сохранились некоторые наукоемкие производства, связанные с военно-промышленным комплексом, интересующие нас», – рассказал «НИ» эксперт. По его словам, наконец-то удастся «закрыть «дырку» на киргизско-китайской границе для китайских товаров, где образовался целый бизнес-проект, который необходимо устранить».

По мнению экспертов, на пути реанимации СНГ неизбежно встанет еще одна важная проблема. Это Всемирная торговая ассоциация (ВТО), членом которой часть государств Содружества уже являются, а другие мечтают туда вступить. В этом смысле показателен пример той же Киргизии, которая в ВТО с 1998 года. Мало того, по мнению заведующей сектором экономического развития на постсоветском пространстве Института экономики РАН Елены Кузьминой, Бишкеку членство в ВТО и на пути в Таможенный союз станет серьезным препятствием. «Помимо согласования более 160 документов в рамках ТС Киргизии еще нужно будет привести свои обязательства перед ВТО в соответствие с требованиями союза. Например, согласовать переход на единый таможенный тариф. А это займет значительный период времени», – пояснила «НИ» ученый. А для более тесной интеграции постсоветским государствам необходимо будет решить множество экономических и технических вопросов, а также урегулировать юрисдикции разных торговых режимов.

Доцент кафедры мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев настроен по этому поводу еще категоричнее. «Не будет никакого вступления, потому что Киргизия находится в составе ВТО. О своих намерениях Бишкек заявляет уже не в первый раз. Но все несерьезно: ВТО и ТС – две разные философии. А из ВТО Кыргызстан выходить не собирается». По словам эксперта, чтобы удержаться на «двух стульях», нужно снижать пошлины до уровня ВТО. «А это никому не нужно. Той же Киргизии просто нужны деньги и экономическая поддержка России», – подводит итог ученый.

Эксперты в один голос утверждают: ни ТС, ни ЗСТ не будут полноценными без участия Украины. Киев неоднократно заявлял, что готов сотрудничать с союзом в формате «3+1». Но предложенные условия Россию категорически не устраивают. Поэтому Москва призывает Киев «избавиться от политических фобий и посмотреть в будущее», «подсчитать и взвесить» преимущества, которые дает вступление в ТС. Украина же к Таможенному союзу относится весьма прохладно, да и подписанное соглашение о зоне свободной торговли заставляет местные власти объяснять, что путь в Европу для них по-прежнему важен. После того как Киев много лет стремился к Западу, разворот на Восток для него был бы едва ли не трагедией. В ситуации, когда Киргизия – самое слабое звено, а Украина в любой момент может подвести, по мнению экспертов, идея интеграции должна проводиться через других игроков. Только где их взять?

По мнению профессора Скопина, значительную роль в этом деле может сыграть Таджикистан. «Гипотетически это могла бы быть Молдавия, но и она, как Украина, смотрит на Запад», – рассуждает ученый. Что же касается Закавказья, то ни Грузия, ни Армения на эту роль не годятся. «Можно было бы надеяться на Азербайджан, но и там принимаются решения с оглядкой на Турцию, которая позиционирует себя как сильная региональная держава, – считает г-н Скопин. – В Средней Азии Туркменистан останется верен своему нейтралитету и не вступит ни в какие региональные организации. Узбекистан претендует занять место региональной державы. Выходит, что помимо Киргизии ТС может расшириться за счет Таджикистана».

«Таджикистан может стать членом этого союза только после присоединения Киргизии, так как не имеет общих границ с нынешними государствами – членами ТС. Кроме того, Таможенный союз не является самостоятельным субъектом права. Он сформирован в рамках ЕврАзЭС. Поэтому, чтобы другие страны могли войти в него, они должны быть членами ЕврАзЭС», – предупреждает Елена Кузьмина. Владимир Жарихин тоже считает, что Душанбе придется подождать Бишкек, поскольку у Таджикистана только в этом случае появится общая граница с ТС через Киргизию. А без общей границы, по его словам, все разговоры на эту тему – «пустая трата времени». Андрей Суздальцев в свою очередь уверен, что расширение союза невозможно априори. «Нужно продолжать интеграцию в рамках основной тройки государств, создавая единую макроэкономическую политику и устанавливая единое экономическое пространство», – уверен эксперт.

По мнению аналитиков, проблемы расширения ТС наглядно демонстрируют «подводные камни», которые лежат в русле всей экономической интеграции в рамках СНГ. «Правительства стран Содружества руководствуются прежде всего политическими приоритетами, а лишь потом экономическими. К сожалению, правящие режимы большинства государств СНГ от участия в интеграционных процессах выносят не экономическое благо для своей страны, а способы для выживания самих режимов», – объясняет профессор Скопин. К тому же в любом экономическом объединении с момента его создания появляется страх «не продешевить», что сегодня и демонстрирует Украина. «Союз России и Белоруссии существует уже больше 10 лет, при этом бизнесом и государством используются серые схемы провоза тех или иных товаров. А между Москвой и Минском периодически возникают даже торговые войны», – приводит пример г-жа Кузьмина.

К тому же плюсы интеграции отнюдь не для всех очевидны. Казахстану, например, из-за членства в ТС пришлось поднимать пошлины на ввоз иномарок на 30–40%, этот бизнес практически заглох, из-за чего многие граждане лишились заработка. По словам Елены Кузьминой, киргизам придется вводить контроль над китайским транзитом товаров и их реэкспортом. «Это приведет к реформам торговли и оставит без работы большое количество людей, работающих на базарах», – прогнозирует эксперт. Так что от подписанных соглашений до их реализации еще предстоит пройти большой и трудный путь. И не факт, что его преодолеет вся группа подписантов без потерь, отмечают аналитики.