Posted 24 октября 2006,, 20:00

Published 24 октября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 08:57

Updated 8 марта, 08:57

Покупатель присматривается

Покупатель присматривается

24 октября 2006, 20:00
На Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже (NYMEX) начались фьючерсные торги российской экспортной нефтяной смесью Rebco (Russian Export Blend Crude Oil). Процесс «пошел» в присутствии замглавы Минэкономразвития РФ Кирилла Андросова, однако до сих пор ни одной сделки не заключено. Эксперты не видят в этом ничего удивительн

Организаторы торгов неудачу первого дня поспешили списать на неполадки в электронной системе торгов CME Globex, используемой на Нью-Йоркской бирже. Как сообщили в компании Expertica, участвующей в запуске проекта, система «показывала цены не в том формате и не позволяла вводить данные». Сейчас эти неполадки устранены, и возможно, это изменит ситуацию. Впрочем, по словам организаторов, «в систему поступили лишь две заявки по 50 лотов каждая, которые в настоящее время обрабатываются».

Цена фьючерсов Rebco на январь была определена в 55,25 доллара за баррель (аналогичные фьючерсы более чистой нефти марки Brent стоят 59,21 доллара). Накануне торгов источники в правительстве РФ сообщили, что новая смесь, хотя и хуже, чем Brent, по качеству, но чище другой российской марки Urals. Однако некоторые эксперты подвергли это утверждение сомнению.

Так, по мнению аналитика нефтяного рынка Артема Кончина, разницы между Urals и Rebco вовсе не существует. По сути дела, это одна и та же нефть, идущая по тем же самым трубам. Просто были некоторые технические сложности с выведением Urals на биржу, и специально для этой цели была создана новая марка, – рассказал «Новым Известиям» специалист. – И то, что она не торгуется на рынке, не стало ни для кого сюрпризом – особой активности по сделкам с Rebco в ближайшие пару лет не ожидается. Бояться здесь нечего, ведь когда на биржу вывели Brent, пришлось ждать четыре года, чтобы эта марка заработала». Эксперт отметил также, что сегодня важен не уровень активности, а сам факт выведения российской марки на международную биржу. «Много было сказано о том, что цена на российскую нефть занижена, и ее отставание от Brent должно быть сокращено. Теперь, когда стоимость российской нефти будет определять рынок, мы узнаем ее справедливую цену», – считает г-н Кончин.

Не теряют оптимизма и в МЭРТ, ожидая, что сделки будут заключены в самое ближайшее время. «Ничего страшного в том, что сделок пока не было, мы не видим. Механизм только запущен, участникам рынка требуется время, чтобы привыкнуть к новому контракту. Так было и с Brent, когда он только запускался. И потом это обычная для рынка ситуация: заявки поступали, просто участники пока не смогли договориться о приемлемых и для продавца, и для покупателя параметрах», – сообщили «НИ» в Минэкономразвития.

Впрочем, более или менее определенно предсказать активизацию торгов не берется никто, но директор Института проблем нефти и газа РАН Анатолий Дмитриевский предположил в разговоре с корреспондентом «НИ», что Rebco может начать продаваться уже этой зимой. «Сейчас хранилища США и Китая заполнены, но в период зимних холодов, особенно если ОПЕК сократит добычу, Rebco, скорее всего, начнут покупать, а пока к этой марке только присматриваются. Ключевой вопрос здесь – качество нефти. Я, конечно, не «Транснефть» и не могу знать наверняка, но, по моим данным, Rebco – это более качественная нефть, без среднеазиатских углеводородных примесей. У нас ведь и в Западной Сибири, и в западноевропейской части страны есть отличная чистейшая нефть, и ее можно транспортировать по железным дорогам, а также по речным и морским путям, чтобы не смешивать ее с менее качественной нефтью из Татарстана, Башкирии, Самары. Но покупатель должен убедиться в качестве, и это займет некоторое время. Первые месяцы он будет особенно осторожен: кто знает, может, в ноябре будет идти чистая нефть, в декабре с примесями, а в январе будут гнать ту же Urals», – рассуждает ученый.

Г-н Дмитриевский также полагает, что выведение российской марки на международную биржу позволит снизить конъюнктурные искажения ее объективной цены. «В нефтяной рынок всегда вторгаются различные внешние факторы. Только ситуация успокаивается, как – бах, США снова на кого-то нападают и цены резко взлетают. Теперь, когда стоимость российской нефти будет определяться не посредством экспертной оценки, а на бирже, субъективные факторы будут играть меньшую роль», – считает он.

"