Posted 24 сентября 2014,, 20:00

Published 24 сентября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:06

Updated 8 марта, 04:06

Финансы русофобии

24 сентября 2014, 20:00
Сейчас некоторые бывшие советские республики занимают откровенно антироссийскую позицию, хотя основу их бюджета составляют доходы от перепродажи российской нефти и нефтепродуктов. С учетом этого, по мнению экспертов, теперь как никогда актуален вопрос о том, чтобы отказаться от транзита экспортного топлива через прибал

Сегодня значительная часть российского топлива и нефти поставляется на мировой рынок через иностранные государства и порты. В частности, через латвийский Вентспилский порт активно идет экспорт российских нефтепродуктов. Доходы от их прокачки составляют почти половину бюджета страны, активно поддерживающей антироссийскую политику.

Маршруты эти действуют со времен Советского Союза, но за минувшие с момента его распада почти четверть века мир сильно изменился. Та же Латвия, называющая русских оккупантами, неплохо кормится за счет экономической схемы, созданной еще в СССР. Ее порт Вентспилс являлся одним из безальтернативных лидеров по перевалке нефтепродуктов, что не оставляло России других вариантов в недавнем времени. Сегодня, по данным бюджетов Латвии и порта (открытые документы), Вентспилс приносит латвийскому бюджету свыше трети доходов – 250–300 млн. долларов. Российских углеводородов в этом году в порту уже отгрузили 17,5 млн. тонн. Плюс к этому миллионы тонн нефтепродуктов с белорусских Мозырского и Новополоцкого НПЗ, произведенных из беспошлинной российской нефти. За весь 2013 год, по данным ЦДУ ТЭК РФ, в порт было поставлено 22,2 млн. тонн, из них 13,6 млн. тонн нефтепродуктов российского производства, в том числе 10,6 млн. тонн дизеля, 2,1 млн. тонн бензина, 0,7 млн. тонн нафты и 0,2 млн. тонн мазута. В общей сложности 7,4 млн. тонн по системе «Транснефти» (из них 2 млн. тонн – смешанный вариант) и 6,2 млн. тонн по железной дороге. Среди поставщиков дизеля на долю «Роснефти» приходится 2,2 млн. тонн, «Башнефти» – 3,6 млн. тонн, «Газпромнефти» – 3,15 млн. тонн, «Газпром-Салавата» – 0,85 млн. тонн, «Лукойла» – 0,7 млн. тонн.

Когда-то за счет этих схем Россия кормила бывшие республики СССР. Зачем сейчас поддерживать антироссийский режим, затрудняются объяснить как в Минфине, так и в трубопроводной монополии. Тем более что возможности для того, чтобы «освободить» оскорбленных прибалтов, уже созданы. На Балтике построены современные Приморск и Усть-Луга, на Черном море расширен Новороссийский порт. Недостающую инфраструктуру надо создавать, и для этого у страны есть технологии и мощности. «Благодаря строительству БТС и БТС-2 удалось отказаться от ряда транзитных стран. Подобный маневр необходимо сделать и для нефтепродуктов», – считает ведущий специалист Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Мощности в Приморске и Усть-Луге как раз и были созданы для приема российской нефти после отказа от транзита через прибалтийские порты. Предполагается, что эти же порты станут многопрофильными экспортными хабами для нефтепродуктов. Это даст мощный импульс экономике северо-западного региона: рабочие места и мультипликативный эффект на десятки млрд. рублей. Нет сомнений, что это произойдет, так как идея устранения транзитеров российских углеводородов лежит в основе отечественной энергетической политики. У прибалтийских стран нет шансов сохранить объемы транзита российских углеводородов. Не вижу реальных проблем для включения на полную мощность новых направлений перевалки через наши порты», – пояснил Юшков.

Что мешает России в ближайшей перспективе полностью перекрыть транзит через прибалтийские страны и использовать на Балтике только свои порты? В компании «Транснефть» внятно не могут ответить на этот вопрос, ссылаясь на запреты ФАС по ограничению на инвестирование в продуктопроводы.

Если экспортные потоки полностью перенаправить в порты Приморска Усть-Луга или в Новороссийск, их бюджет вырастет не менее чем на 10 млрд. рублей, появятся новые рабочие места, миллионы долларов пополнят бюджет России, а не враждебной Прибалтики. Получается, что европейские страны, заявившие о намерении Владимира Путина вернуть СССР, более всего заинтересованы в сохранении логистических схем СССР, в частности по перевалке нефтепродуктов.

"