Posted 24 сентября 2012,, 20:00

Published 24 сентября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:33

Updated 8 марта, 05:33

Экономист Сергей Дробышевский

Экономист Сергей Дробышевский

24 сентября 2012, 20:00
Центробанк принял решение снизить максимальную ставку по вкладам. С 1 октября регулятор переходит на расчет средней ставки по новой методике. Теперь она будет рассчитываться без учета комбинированных депозитных продуктов (паи ПИФов или страхование), процентная ставка по которым значительно выше. В результате этих новов
Сюжет
Деньги

– Сергей Михайлович, почему ЦБ сейчас обратил внимание на рост ставок по депозитам?

– На самом деле ЦБ следит с тех пор, как началась тенденция повышения ставок. Этот рост перешел границы справедливой конкуренции. Банки ведут себя довольно безответственно, когда ради привлечения средств населения идут на повышение ставок, увеличивая при этом риски неисполнения своих обязательств. Рано или поздно государству придется вмешаться, чтобы исполнять обязательства этих банков. Регулятору стало ясно, что ситуация не меняется. Гонка ставок продолжается, и ЦБ решил, что пора принимать более жесткие меры помимо обращений и вербальных интервенций, которые он принимал раньше.

– То есть сегодняшние ставки действительно представляют риск для банковской среды?

– Они вызывают некое опасение. Ведь банки готовы перейти ту грань, за которой нормальная конкуренция за деньги вкладчиков перерастает в нечестную гонку ставок.

– Действительно ли с пересмотром ставки по депозитам закончится время высокой доходности? Или высокая доходность – это миф?

– Позвольте напомнить вам ситуацию, создавшуюся в 2008–2009 годах. Тогда уровень процентной ставки по вкладам вырос настолько, что был выше уровня текущей инфляции. И сейчас эта разница становится слишком большой. Средняя процентная ставка по рублевым депозитам составляет 9–10%, не включая топ-10 банков. Это при том, что прогноз инфляции не превышает 6–7%. Разница составляет не менее 3%. Со справедливым реальным процентом по депозитам, который способствует привлечению денег вкладчиков, а с другой стороны, не приводит к удорожанию кредитов, эта разница не должна превышать 1–2%. Думаю, что ЦБ добивается снижения до этого уровня.

– Комбинированные депозитные продукты, которые теперь не будут учитываться при расчете ставки, востребованы у вкладчиков?

– Они не очень распространены, и это скорее превентивная мера для банков, предупреждающая уход от реальных решений.

– Как отреагируют банки на решение регулятора?

– Крупнейшие банки воспримут эту меру позитивно, поскольку они заинтересованы в том, чтобы средства вкладчиков конвертировать в кредиты и зарабатывать деньги на этом. Более дешевый депозит, безусловно, выгоден им. Они в таком случае смогут снизить и процентные ставки по кредитам для заемщиков, и таким образом расширить возможность предоставлять более дешевые кредиты. Для мелких банков это неприятная новость. Они ориентированы на привлечение средств, чтобы потом играть в более рискованные схемы розничного кредитования зачастую без должной оценки степени рисков заемщиков.

– Как поведут себя вкладчики после снижения ставок?

– В ближайшее время привлекательные условия по депозитам сохранятся, ставки хоть и будут понижены, но останутся на уровне, превышающем инфляцию. Вряд ли мера ЦБ вызовет отток вкладов из банков, если учесть, что население не задается целью сберегать средства и тем более доверять их кредитному учреждению. Более быстрыми темпами растут заемы физических лиц, очевидно, что население предпочитает все-таки тратить, а не сберегать.

"