Posted 24 сентября 2009,, 20:00

Published 24 сентября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:27

Updated 8 марта, 07:27

Хоть в окно выходи

Хоть в окно выходи

24 сентября 2009, 20:00
Когда говорят, что кризис открыл для малого бизнеса новые возможности, имеют в виду, вероятно, крупные города. В глубинке, где платежеспособный спрос не просто снизился, а рухнул, клиентура у мелких предпринимателей сжимается, стремясь к нулю. Анна Овчинникова, открывшая свое дело в Новосибирской области всего два года

Свой бизнес Анна начала в 2006 году не от хорошей жизни. В издательстве, где она работала, сначала стали задерживать зарплату, а потом и вовсе предложили отправиться в неоплачиваемый бессрочный отпуск. В свое время г-жа Овчинникова окончила Новосибирский педагогический университет по специальности «Русский язык и литература», однако отрасль для собственного дела выбрала совсем не женскую – поставка и установка дверей и пластиковых окон. Начала она не одна, а с подругой, которая как раз имела опыт работы в компании, которая занималась пластиковыми окнами.

Девушки подошли к делу с умом и решили открыть офис новой фирмы не в городе, а в деревне Евсино, где нет конкурентов. «Бурная деятельность захватила нас с головой, – вспоминает Анна. – Мотались по Новосибирску, изучая предложения для дилеров по дверям и окнам, потом мчались в Евсино, что-то привозили-увозили, вешали объявления по подъездам… И наконец, открыли свой «офис». Работали сами продавцами. Об окнах на тот момент я знала только то, что они пластиковые, и еще немного из того, что успела уловить на одной из встреч с производителями».

При этом нужно было продумать весь процесс покупки и доставки товара из Новосибирска до Евсино (порядка 80 км) и еще много чего. Было непросто. Сегодня Анна признается: сейчас ни за что не согласилась бы все это начинать, потому что такая работа для мужчин. По ее наблюдениям, с представителями сильного пола и покупатели, и поставщики разговаривают с большим уважением, чем с женщинами. «Женщин, которые занимаются бизнесом, всерьез в провинции не воспринимают, постоянно отпускают какие-нибудь плоские шуточки», – рассказывает бизнесвумен.

Однако новоиспеченные предприниматели не прогадали: жители деревни заинтересовались их предложениями. Скорее всего, потому что девушки удачно «поймали момент»: оконный пластик становился доступнее, и даже в сибирской глубинке на него перестали смотреть как на модные и дорогие городские «штучки». «К тому же нам повезло, что мы открылись там, где у людей была и потребность, и возможность это купить, а конкурентов на тот момент там не было», – говорит Анна.

Вскоре бизнес пошел в гору, заказов стало много. «Сейчас я понимаю, что все шло как по маслу, а тогда безумно переживала за каждую мелочь, – вспоминает собеседница «НИ». – И конечно, ничего не было бы, если бы родители не дали нам в долг денег на раскрутку». Со временем фирма перебралась в город Бердск, там открыли два офиса – клиентская база росла. Кстати, со своим будущим мужем Анна познакомилась, когда он привез знакомых заказывать окна. В общем, работать было сложно, но интересно, и в будущее подруги смотрели с оптимизмом.

Однако в этом году ситуация резко изменилась. В феврале продажи резко упали, в марте пришлось закрыть офис, который располагался в центре города. Теперь Анна и ее коллеги работают на окраине. «В среднем за год продажи упали на 60%, – сетует бизнесвумен. – Пару месяцев работали вообще просто по нулям, да и сейчас прибыли кот наплакал». Некоторый прирост был в августе – сентябре, но с прошлым годом это не идет ни в какое сравнение, говорит предприниматель. И это при том, что цены за год снизились на 12–15%. Качество от этого, конечно, пострадало, признает г-жа Овчинникова, но для потребителя сейчас главное – купить подешевле.

Что впереди, непонятно. «У нас сейчас самый доходный клиент – пенсионеры, они едва ли единственные, кто стабильно деньги получает, – с сожалением констатирует Анна. – У нас многие клиенты были заняты в строительстве. Сейчас практически все стройки заморожены, люди без работы, где им двери и окна ставить?» По ее словам, ситуация в городе сложная: сокращения и снижение зарплаты. «Когда людей заботит проблема хлеба насущного, им не до пластиковых окон», – сетует наша героиня.

Ситуация и у конкурентов не лучше. «Дилерам работать труднее, проще уйти вообще, – считает Анна. – Снижать цены бесконечно нельзя. Встает вопрос смысла: работать ради работы, как у нас было в марте, или перепрофилироваться». Из «позитива» она упоминает лишь о том, что не пришлось сокращать штат, но лишь благодаря тому, что команда и так маленькая: продавец и одна бригада монтажников. Но надолго ли, непонятно, потому что никакого просвета впереди предприниматель не видит…

"