Рус
Eng
Злоба дня

Злоба дня

25 сентября 2009, 00:00
Экономика
ИГОРЬ НИКОЛАЕВ
Бюрократы по-прежнему душат предпринимателей

Все последние годы (да не только последние, 1990-е тоже этим отличались) было столько слов сказано о необходимости развития малого и среднего предпринимательства, что, казалось бы, здесь уже никаких проблем не должно быть. Справедливости ради необходимо отметить, что не только слова произносились, были и дела. Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» был принят еще в 2007 году. Программа антикризисных мер правительства РФ на 2009 год тоже предусматривает меры по государственной поддержке малого и среднего бизнеса (МСБ). Это увеличение господдержки со стороны Минэкономразвития до 10,5 млрд. руб., расширение программы финансовой поддержки МСБ, реализуемой Внешэкономбанком до 30 млрд. руб., обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов при размещении госзаказа и закупках товаров (услуг) естественными монополиями и госкорпорациями.

Если посмотреть, на что выделяются субсидии по линии Минэкономразвития, то это тоже производит впечатление масштабности: создание и развитие бизнес-инкубаторов, поддержка предприятий, производящих и реализующих товары на экспорт, развитие системы кредитования субъектов МСБ, создание и развитие инфраструктуры поддержки в научно-технической сфере. Но тогда возникает естественный вопрос: если для поддержки малых и средних предприятий так много делается, почему актуальность проблемы их недостаточного развития не уменьшается? Почему вновь и вновь приходится об этом говорить, принимать какие-то решения? Может, делаем что-то не так?

Есть, на мой взгляд, концептуальные ошибки в государственной политике развития МСБ. И первая состоит в том, что государство недооценивает важность того, как к предпринимательству относятся в обществе. Вспомним, что в наследство от социалистической экономики мы получили не самое хорошее отношение к тем, кто сам пытался что-то сделать, как-то заработать. Для многих такие люди были и остаются просто «спекулянтами». А тут еще приватизация 1990-х, когда главное было – раздать собственность в частные руки, причем не важно как. Раздали, и в результате усугубили проблему негативного восприятия предпринимательства на долгие годы.

Второе. Государство считало и считает, что к «малышам» надо относиться с намерением «помогать». Однако даже простые расчеты показывают, что оказать всем финансовую помощь, хотя бы в форме льготного кредитования, невозможно. В России на 1 января 2009 года насчитывалось 1 млн. 367 тыс. малых предприятий. Если средний размер льготного кредита, выделяемого в этом году по линии Внешэкономбанка, определить в 5 млн. руб., то упомянутых выше 30 млрд. хватит всего на 6 тыс. предприятий, то есть на одно из 228. Если будем брать другие направления финансовой поддержки, то точно так же придем к выводу, что таким образом мы малому предпринимательству не поможем. Вот и получается, что направлений поддержки вроде бы много, активность зашкаливает, а мы по-прежнему топчемся на месте.

Политика развития малого предпринимательства должна строиться по-другому. Ему не помогать, ему не мешать надо. Уже столько было сказано о необходимости сокращения и устранения административных барьеров. И не только сказано, но и сделано: сокращено число лицензируемых видов деятельности, упрощена процедура регистрации бизнеса (правило «одного окна»), сокращено количество возможных проверок со стороны разного рода контрольных органов. Однако поставленная много лет назад цель – дебюрократизация экономики – так и не достигнута. По-прежнему бюрократия душит экономику и предпринимательство.

Это происходит потому, что борьба у нас ведется не с причинами, а со следствием. Административная реформа не устранила главную причину существования административных барьеров. До тех пор пока они продолжают оставаться для чиновников инструментом увеличения административной (статусной) ренты, устранение одних барьеров ничего по существу не меняет. Рядом возникают другие, а их преодоление обескровливает малый бизнес. Ему в такой ситуации уже не до развития, выжить бы.

К тому же все это мы уже проходили буквально несколько лет назад, когда одновременно с достижением некоторых успехов в укрощении лицензирования, регистрации, сертификации и стандартизации усилились административные барьеры, не являющиеся основной «мишенью» дебюрократизации (разрешения, согласования, аккредитация и пр.). Более того, возникли новые, например, паспортизация, компенсирующие потери административной системы. Вот он – результат несистемного подхода к решению проблемы.

Кстати, стоит задуматься, почему государство реализует прежде всего политику «помогать»? Ведь «помогать» – значит распределять миллиарды, даже десятки миллиардов рублей. А в условиях нереформированного госаппарата это означает, что на этой помощи можно еще и заработать. Да-да, и здесь тоже административная (статусная) рента. Так что неизвестно, кто от помощи государства больше выигрывает. Скорее все-таки чиновники. Поэтому необходимо максимально возможное снятие всех административных ограничений для малого и среднего предпринимательства при одновременной эффективной административной реформе, оздоравливающей мотивацию работы чиновничества. Вот тогда это будет политика «не мешать». Вот тогда малое и среднее предпринимательство перестанут быть пасынком российской экономики.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter