Posted 24 сентября 2009,, 20:00

Published 24 сентября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:27

Updated 8 марта, 07:27

Бедность – не пророк

Бедность – не пророк

24 сентября 2009, 20:00
Впервые малый бизнес смотрит в будущее оптимистичнее, чем средний, уверяют исследователи. Особенно это относится не к благополучным, а к проблемным регионам России, где еще недавно настроения были самыми беспросветными.

Так называемый TRUST Индекс МСБ, регулярно рассчитываемый исследовательским холдингом «Ромир» и отражающий как текущее настроение частных предпринимателей, так и их ожидания по развитию малого и среднего бизнеса на ближайшее будущее, своими показателями по-прежнему не радует. По данным последней волны замеров, которые проводятся по методике Мичиганского университета, адаптированной с учетом ментальных особенностей отечественных предпринимателей и исторически сложившихся условий в России, он составляет в среднем 65 пунктов. Когда индекс опускается ниже 100, это означает, что оценки в целом негативны, когда поднимается выше, дела идут неплохо. Так вот, год назад показатель был вполне благополучным – 136. Сегодня он ниже вдвое, что, конечно же, никого не удивляет – кризис.

Интересно, что впервые настроения и прогнозы малого бизнеса оказались лучше, чем у средних и микропредприятий – 68, 63 и 66 пунктов соответственно. То есть плохо всем, но «малыши» при этом унывают меньше. Еще один весьма примечательный вывод исследователей: оптимисты «гнездятся» главным образом не в благополучных, а в проблемных регионах страны. Первая версия, которая приходит в голову для объяснения этого парадокса, такова: платежеспособный спрос упал особенно сильно в тех областях России, где до кризиса люди жили лучше. А там, где и раньше клиентура у малого бизнеса была небогатой, изменения не так заметны – плохо было, плохо и осталось. Эксперты эту версию в целом подтверждают: чем выше был докризисный уровень состояния предпринимателей, с которого им пришлось падать, тем болезненней оказался удар и горше разочарование. Там же, где привыкли довольствоваться малым, ощущение краха не так катастрофично.

Примерно так же объясняют специалисты и тот факт, что малый бизнес в целом настроен оптимистичнее, чем средний и тем более крупный. «Малышам» зачастую нечего было терять, к тому же долгами они были обременены меньше – кредиты им и раньше давали не очень-то охотно, да и брать их под высокие проценты они опасались. Оправдалась и надежда на мобильность малых предпринимателей, которые «крутятся» быстрее и скорее привыкают, адаптируются ко всему, в том числе и к плохому.

Надолго ли оптимизм обуял хотя бы часть малого бизнеса, покажет осень. Впрочем, специалисты уверяют, что «малыши» чаще оказываются точнее в оценках и прогнозах, чем их более крупные коллеги.

"