Posted 24 сентября 2006,, 20:00

Published 24 сентября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:00

Updated 8 марта, 09:00

Пристегните рубли!

Пристегните рубли!

24 сентября 2006, 20:00
В конце минувшей недели спикер нижней палаты парламента Борис Грызлов сообщил, что Госдума в начале октября обсудит проект обращения депутата Алексея Митрофанова, предложившего запросить у правительства 3 млрд. долларов на покупку новых гражданских самолетов. Опрошенные «Новыми Известиями» эксперты первым кандидатом на
Сюжет
Авиация

По словам г-на Митрофанова, авиационная отрасль сегодня остро нуждается в дополнительном финансировании в связи с тем, что «бьются наши самолеты один за другим». Именно господдержка, убежден депутат, повысит безопасность и качество авиаперевозок. Впрочем, сезон озабоченности летными проблемами открыл в парламенте не он.

Незадолго до этого глава думского комитета по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев на заседании, посвященном проблемам авиации, довольно красочно обрисовывал современное состояние отрасли. Российские авиакомпании, по подсчетам г-на Язева, более 70% перевозок выполняют на самолетах 60-х годов, «которые уже давно исчерпали свой ресурс и не соответствуют техническим требованиям». Общая же доля новой отечественной техники в нашем авиапарке не превышает 8%. Депутат также сообщил, что выделяемых сегодня федеральных средств явно недостаточно, поэтому следует увеличить финансирование до 25–30 млрд. руб. в год.

По мнению аналитиков, ответ на вопрос, кому достанется львиная доля государственных денег, если правительство действительно пойдет на увеличение авиационных расходов, уже фактически известен. Миллиарды, скорее всего, получит «Аэрофлот». Даже несмотря на много раз доказанную неэффективность менеджмента компании. «Это было бы наиболее логично, – сообщил «НИ» заместитель гендиректора аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. – Во-первых, контрольный пакет акций «Аэрофлота» пока находится в руках государства, а, во-вторых, компания является крупнейшей в отрасли. Кроме того, руководство там имеет доступ в верхние эшелоны власти и наверняка будет лоббировать получение этих денег».

Примечательно, что думские авиадискуссии практически совпали по времени с принятием компанией исторического для нее решения. Еще в 2005 году руководство «Аэрофлота» объявило тендер на поставку самолетов, однако сделать окончательный выбор все никак не решалось. И вот на днях гендиректор ОАО Валерий Окулов заявил, что выбор поставщика дальнемагистральных лайнеров, наконец, сделан, и с 2010 по 2016 год будет приобретено 22 «Боинга» и 22 самолета A350. Таким образом, сумма контракта, которую эксперты первоначально оценивали в 3 млрд. долларов, неожиданно для всех увеличилась до 6 млрд. Отметим, что недостающая сумма странным образом совпадает с тем самым объемом дополнительного государственного финансирования (3 млрд. долларов), которое скоро, как пообещал г-н Грызлов, скоро обсудят на Охотном Ряду депутаты.

«Если деньги, выделенные на развитие авиационной отрасли, окажутся в «Аэрофлоте», то государство будет вынуждено увеличить свою долю в этой компании, нарушив в итоге права минориториев. Однако не это самое страшное – авиаперевозчик станет еще больше государственным и еще более неповоротливым», – сообщил «НИ» член комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Виктор Опекунов.

Впрочем, депутат рассматривает также возможность распределения денег между лизинговыми компаниями. «Бюджетные деньги, возможно, пойдут на увеличение уставного капитала лизинговых компаний, которые будут закупать зарубежную технику и сдавать ее на приемлемых условиях нашим перевозчикам», – полагает г-н Опекунов. Как добавляет г-н Микаелян, «даже если 60% озвученных денег останутся в авиапроме, то у отрасли появится явный шанс на возрождение».

"