Posted 24 сентября 2003,, 20:00

Published 24 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Война за доступ к трубе

Война за доступ к трубе

24 сентября 2003, 20:00
Завтра правительство будет рассматривать предложения Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) по развитию рынка газа. Самой важной темой станет проблема разделения «Газпрома», из которого может быть вычленена транспортная компания.

Судя по документу, внесенному МЭРТ в правительство, министерство больше не претендует на лавры «создателя целостной и непротиворечивой концепции» реформы газового рынка России. Вместо этого оно предлагает кабинету министров оценить существующие в газовой отрасли проблемы и рассмотреть возможные подходы к их решению. Собственно говоря, есть три варианта развития событий. Можно и дальше повышать регулируемые единые цены, а можно развивать двухсекторную модель газового рынка, которая включала бы регулируемый и свободный секторы. Можно создать, как предлагает МЭРТ, одну, максимум три транспортные компании (100-процентные «дочки» «Газпрома») или же сохранить 17 нынешних «трансгазов», как настаивают газовики. Можно передать транспортным компаниям трубопроводы и перекачивающие мощности или же оставить их на балансе «Газпрома» и продолжить сдавать в аренду дочерним структурам концерна.

Все эти вопросы, как считают специалисты Российского газового общества (РГО), вот уже полтора года провоцируют постоянные ссоры между МЭРТ и «Газпромом». А еще чиновники и газовики спорят о юридической форме транспортных, а также добывающих подразделений. Суть спора в следующем: преобразовать эти подразделения в ОАО или оставить как есть, то есть ООО. При этом в МЭРТ считают, что 100-процентная «дочка» «Газпрома» – ОАО «Трансгаз» – может быть «выделена» из концерна, а участие государства в ней должно быть увеличено. Стоит ли говорить, что в «Газпроме» с подобной точкой зрения совершенно не согласны.

Если в чем-то МЭРТ и «Газпром» едины, так только в одном: и та, и другая стороны считают, что именно ее предложения позволят обеспечить финансовую прозрачность деятельности газотранспортных компаний и главное – свободный доступ независимых потребителей к трубе. По мнению экспертов РГО, «Газпром» действительно начал работать в этом направлении. Во всяком случае, уже сейчас транспортные подразделения концерна избавляются от непрофильных видов деятельности (добыча и переработка газа, а также содержание социальных объектов). Это позволяет увеличить прозрачность при определении издержек на прокачку топлива. На полное же «причесывание» транспортных подразделений концерна уйдет, скорее всего, не более года. После чего, как считают в РГО, их можно было бы несколько укрупнить, но оставить в «Газпроме».

Между тем у МЭРТ и, возможно, у правительства в целом, иные планы. Источник «Новых Известий» в Белом доме утверждает, что уже в октябре кабинет министров может пойти на создание единой транспортной компании – 100-процентной «дочки» «Газпрома». При этом перекачивающие мощности и «трубы» будут переданы в полную собственность новой компании. Для реализации намеченных преобразований необходимо будет в сжатые сроки провести корпоративные процедуры. В частности, совету директоров, где в основном заседают госчиновники, придется незамедлительно инициировать внеочередное собрание акционеров. И добиться на нем необходимого решения по реорганизации компании.

Косвенным подтверждением того, что правительство готовит именно такую операцию, стало недавнее выступление первого заместителя министра экономического развития Андрея Шаронова. Он публично заявил, что «Газпрому» предлагается изменить правовую форму всех своих «дочек» с ООО на ОАО. В частности, для того, чтобы было легче консолидировать «трансгазы». Впрочем, пока это, по мнению Шаронова, «еще вопросы переговоров», которые как раз и планируется обсудить на заседании правительства в пятницу. Изменение правовой формы с ООО на ОАО у добывающих предприятий «Газпрома» позволит уйти от нынешней их работы «по смете и превратить в центры прибыли», полагает замминистра. Правда, в недалеком будущем эти центры прибыли могут на вполне законных основаниях перейти к нефтяникам и энергетикам. Ведь те давно мечтают скупить добывающие предприятия «Газпрома»: нефтяники – чтобы самим заняться перспективным бизнесом, а энергетики – чтобы без лимитов получать более дешевое топливо, чем уголь и мазут.



"