Posted 25 июля 2016,, 11:59

Published 25 июля 2016,, 11:59

Modified 8 марта, 03:00

Updated 8 марта, 03:00

Черный список финансовой «двадцатки»

Черный список финансовой «двадцатки»

25 июля 2016, 11:59
Участники саммита в Китае всерьез взялись за налоговых уклонистов

Финансовая «двадцатка» (G20), собравшаяся в прошедший уикенд в китайском городе Чэнду, в итоговом коммюнике призвала страны работать над оживлением мировой торговли и инвестиций. Вопреки ожиданиям, Brexit не стал главной темой дискуссии. По словам замглавы Минфина РФ Сергея Сторчака, которого цитирует «Интерфакс», участники форума с удовлетворением отметили, что рынки научились приспосабливаться к подобным стрессовым ситуациям, и что итоги британского референдума не привели к серьезной волатильности.

Самое пристальное внимание «двадцатка» уделила вопросу международных налоговых уклонистов. Как сообщил Сторчак, к следующему саммиту в Гамбурге в июле 2017 года, G20 подготовит черный список стран, которые не участвуют в обмене налоговой информацией, и к которым впоследствии могут применяться «карательные меры».

«Двадцатка решила вплотную заняться не сотрудничающими юрисдикциями,– заявил замглавы Минфина.– Пока это как идея, но идея реализуется в разработку критериев, посредством которых той или иной экономике будет присваиваться статус не сотрудничающей юрисдикции».

Напомним, вопрос о применении санкций к странам, не участвующим в обмене информацией между налоговыми органами, впервые появился в итоговом документе «двадцатки» весной после публикаций так называемого «панамского досье». В первой декаде апреля Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) обнародовал серию статей, основанных на утечке данных панамской юрфирмы Mossack Fonseca об офшорных счетах видных персон из многих государств, включая Россию.

На апрельском саммите финансовой «двадцатки» в Вашингтоне не раз упоминался план BEPS (Base Erosion and Profit Shifting) – план действий из 15 пунктов. Он был разработан в 2013 году Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для борьбы с размыванием налогооблагаемой базы. По возвращению из столицы США глава Минфина РФ Антон Силуанов сообщил, что, поскольку ряд стран все еще не хочет присоединяться к BEPS в части раскрытия информации по своим бенефициарным владельцам, на встрече было решено «применять к ним меры вплоть до санкций».

Что касается России, то она в ноябре 2014 года ратифицировала Конвенцию ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым вопросам. По словам экспертов, проблема в том, что налоговая система РФ будет готова к обмену информацией о потенциальных уклонистах не ранее 2018 года, поскольку Минфин пока не применяет Единый стандарт отчетности (Common Reporting Standards, CRS).

«Бизнес есть бизнес, и он при любых раскладах стремится минимизировать свои налоговые выплаты, – сказал «НИ» директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. – Отсюда и неистребимая заинтересованность в том, чтобы непрозрачные налоговые схемы продолжали жить и здравствовать. Российскому бюджету эта игра в офшорные прятки наносит немалый урон».

"