Posted 24 июля 2006,, 20:00

Published 24 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:16

Updated 8 марта, 09:16

За все заплатит пассажир

24 июля 2006, 20:00
Вчера Росимущество выступило с инициативой создать новую авиакорпорацию на базе существующего (скорее формально) альянса AiRUnion. Государство в новой структуре под рабочим названием «Росавиасоюз» будет владеть 51% акций. Специалисты высказывают опасения, что в конечном итоге все закончится ростом цен на внутренних рей

Предложения укрепить российских авиаперевозчиков участием государственного капитала выдвигались уже неоднократно. Тот же AiRUnion был создан еще в начале 2005 года и объединил компании «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Омскавиа» и «Сибавиатранс». Но без централизованного руководства структура существовала в основном на бумаге. Впрочем, обстоятельства, мешавшие проекту перерасти во что-то серьезное, были самые разные, включая возникшую между Росимуществом и одним из акционеров «КрасЭйр» Борисом Абрамовичем тяжбу, к разрешению которой подключилась даже Генпрокуратура. В этом году выдвигалась идея объединения ряда перевозчиков с «Аэрофлотом». Менеджмент компании, который не критикует сегодня только ленивый, был очень даже не против – подобное слияние давало возможность стать сверхмонополистом без каких бы то ни было усилий. Однако в последний момент правительственные чиновники эту сделку приостановили. Официально проект заклеймили как «нерациональный» и вредный для конкуренции на рынке. Но вполне возможно, что истинные причины такого поворота событий лежат глубже.

Как сообщила «Новым Известиям» аналитик Ольга Самарец, единая и централизованная авиакомпания, ведомая «Аэрофлотом», не устраивала еще и региональных лидеров. По ее словам, некоторые губернаторы и крупные местные чиновники владеют малыми авиакомпаниями через подставные фирмы. «В этом случае они рисковали потерять контроль над своими активами. Более аморфная структура AiRUnion им подходит больше», – полагает эксперт.

Если на сей раз слияние все же произойдет, то его возможные результаты трудно оценивать однозначно. Так, председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов считает, что ужесточение конкуренции пойдет на пользу рынку авиаперевозок. Появление единой компании, добавил депутат, принесет и больше порядка на региональных линиях. «Многие аэропорты, особенно московские, сейчас перенасыщены избыточным количеством рейсов, в то время как на других направлениях существует серьезная недогрузка пассажирами. Централизованное руководство должно более рационально распределить потоки», – уверен народный избранник.

«Так-то оно так, – отчасти соглашается Ольга Самарец, – но с «Аэрофлотом» «Росавиасоюз» вряд ли будет конкурировать, поскольку первый в большей степени занимается международными рейсами. А подобное распределение приведет к тому, что многие линии окажутся под контролем новообразованной компании. Сильных соперников туда она может просто не допустить. Став монополистом на региональных рейсах, корпорация будет иметь возможность повысить цены на билеты. Так что в конечном счете пострадает рядовой потребитель, которому в очередной раз придется раскошеливаться».


Авиакомпании подсчитывают убытки
Российская авиация уступает небо конкурентам

"