Posted 24 июня 2015,, 21:00

Published 24 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:44

Updated 8 марта, 03:44

Время тратить, а не сберегать

24 июня 2015, 21:00
Время тратить, а не сберегать

За последний год около трети россиян стали меньше сберегать и больше тратить. Основная причина – рост цен на товары и услуги. Таковы результаты всероссийского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в мае 2015 года.

В рамках исследования были опрошены 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 регионах России. 40% из них отметили, что их сберегательное поведение никак не изменилось за год: сбережения не делали и не делают. В то же время, как показал опрос, 30% наших сограждан перестали делать сбережения или сократили их, одновременно с этим увеличив траты. Начали откладывать средства лишь 7% опрошенных.

Основная причина, по которой наши сограждане сократили объем сбережений, – рост цен на товары и услуги: на эту причину указали более половины опрошенных (54%). Еще один важный довод – снижение доходов, о котором сообщили 40% респондентов из этой группы.

Среди тех, кто все же начал откладывать деньги, большая часть объясняют это неуверенностью в завтрашнем дне и необходимостью сберегать на «черный день» (44%). Для четверти россиян (25%), начавших откладывать денежные средства, поводом стала необходимость совершить крупную покупку. Еще 14% стали делать сбережения для погашения задолженности по кредиту.

Объем сбережений уменьшился у четверти россиян (26%) и остался без изменений более чем у трети (36%). Не откладывают средства 29% опрошенных.

Оптимистично оценивает свои возможности накапливать в ближайший год лишь каждый десятый россиянин (9%). Еще 40% считают, что ситуация вряд ли изменится в какую-либо сторону. И столько же (38%) полагают, что вероятность откладывать свободные денежные средства уменьшится.

«Результаты исследования показывают, что стратегии финансового поведения населения по-прежнему формируются стихийно, и в большинстве случаев россияне не имеют четкого личного финансового плана. При изменении уровня доходов или расходов потребители в первую очередь перестают сберегать, вместо того чтобы проанализировать свои личные финансовые потоки и оптимизировать расходы», – сказала «НИ» Ирина Лобанова, руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ.

Собеседница «НИ» считает, что, с одной стороны, подобное поведение обусловлено отсутствием навыков управления личными финансами, с другой – достаточно небольшим горизонтом планирования: в среднем российские потребители строят планы не более чем на год вперед.

"