Posted 24 июня 2009,, 20:00

Published 24 июня 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:18

Updated 8 марта, 07:18

Коней на переправе не меняют

24 июня 2009, 20:00
Вчера Госдума на пленарном заседании продлила полномочия главы Центробанка на третий срок. За Сергея Игнатьева проголосовали 318 депутатов, против – 97. Таким образом, законодатели признали денежно-кредитную политику власти вполне удовлетворительной.

Напомним, Сергей Игнатьев возглавляет Банк России с марта 2002 года, в ноябре 2005 года его полномочия были продлены на второй срок. Третий станет для г-на Игнатьева последним, поскольку по закону о ЦБ его глава не может занимать эту должность больше трех сроков подряд. Председатель Банка России не отметился на своем посту какими-либо запоминающимися решениями или крутыми разворотами. Из неприятных для ЦБ докризисных событий за это время можно вспомнить, пожалуй, лишь события 2004 года, когда некоторые крупные банки почувствовали себя плохо и приказали долго жить. Однако кризис недоверия оказался недолгим и не таким губительным, как многие опасались. Из претензий, выдвигаемых ЦБ, можно назвать инфляцию, которая последние годы упорно била все прогнозы властей и с которой, по мнению многих экспертов, центробанкиры боролись очень слабо.

В период кризиса главным шагом Центробанка стала плавная девальвация рубля, которая, по утверждению властей, спасла народные накопления, но стоила нам трети золотовалютных резервов и масштабной спекуляции на валюте вместо укрепления реальной экономики. Однако президент Дмитрий Медведев на Международном экономическом форуме в Петербурге заявил, что эта мера была правильной – главное было избежать потрясений.

«Я не склонен давать оценку работе Сергея Игнатьева, поскольку он не является самостоятельной фигурой. Дело в том, что сам Центробанк не самостоятелен как институт. Формально он должен проводить независимую политику, наподобие ФРС США и Европейского ЦБ. Но, к сожалению, Центробанк РФ оказался в зоне ответственности Минфина, г-на Кудрина. Минфин и ЦБ проводят единую политику. Во многом поэтому нельзя возлагать всю ответственность за всякого рода неудачи лично на Сергея Игнатьева», – рассказал «НИ» научный руководитель Института национальной стратегии Никита Кричевский.

«В любом случае назначение Игнатьева на третий срок – это нормальный, единственно верный выбор. Его никто никуда не отпустит. Он знает многие детали финансово-экономической политики правительства. Обладает информацией о валютных сделках, принципах формирования международных резервов, фонда национального благосостояния, схеме конвертации нефтяных доходов, знает, как проводилась девальвация рубля. Если его отпустить, может всплыть масса информации, например, как и из-за кого мы потеряли 200 млрд. долларов на той же девальвации. С другой стороны, он в курсе ситуации в банковском секторе, другой человек потратил бы несколько месяцев, чтобы вникнуть в нюансы. Но Игнатьева оставили, и можно с уверенностью говорить, что наша экономика продолжит устойчивое, планомерное движение вниз, пока не упрется носом в дно», – сказал г-н Кричевский.

Вчера же Сергей Игнатьев представил Думе отчет о работе своего ведомства за прошлый год, заявив при этом, что главной задачей Банка России в 2008 году было предотвращение массового банкротства российских кредитных организаций. Как отмечается в заключении комитета Госдумы по финансовому рынку, отчет ЦБ носит преимущественно статистический и описательный характер. По мнению депутатов, Центробанку в целом удалось сохранить доверие к рублю в наиболее кризисный период 2008 года. «Вместе с тем нельзя не указать на тот факт, что в отчете не раскрыты меры по реализации повышения привлекательности рубля как в ближайший, так и в посткризисный период, а также меры по использованию российской валюты в международных расчетах», – говорится в заключении профильного думского комитета.

Выступая в Госдуме, Сергей Игнатьев также сделал ряд заявлений. Он обещал усилить работу по проверке обменных пунктов, сообщив депутатам, что за последнее время количество таких проверок значительно выросло, и если фиксируются нарушения, то применяются санкции. Кроме того, глава ЦБ отметил необходимость лучше объяснять риски массовым инвесторам при проведении «народных IPO». «Фондовый рынок – трудно предсказуемая вещь, инвесторы должны понимать свои риски – можно выиграть, а можно получить большие потери, – сказал он. – Необходимо лучше вести разъяснительную работу с потенциальными покупателями акций, рассказывать обо всех рисках, к которым может привести их действие».

"