Posted 24 июня 2004,, 20:00

Published 24 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Что остается за кадром

Что остается за кадром

24 июня 2004, 20:00
Главная особенность отечественного рынка труда – дефицит профессионалов. Поэтому если вы уверены в своих знаниях, опыте и умениях, можете смело претендовать на достойное вознаграждение.

Для кого-то лето – время отпусков, «мертвый сезон» бизнеса. У кадровиков, напротив, сейчас горячая пора. Рынок труда пополнился новыми выпускниками вузов, техникумов, профессиональных колледжей и лицеев. К осени, когда деловая активность вновь достигнет пика, самое время подобрать сотрудников, с которыми, возможно, будет связано будущее компании.

Да и люди с опытом, недовольные своей теперешней работой, чаще всего рассуждают, мол, после отпуска уйду из этой лавочки в приличную фирму. А отпуск-то уже стучится в дверь, и если действительно есть желание сменить место приложения своих знаний, умений и навыков, уже пора подумать об этом конкретно и предметно.

Ностальгия по зарплате

Многие до сих пор испытывают ностальгию по додефолтным временам. До недоброй памяти августовского кризиса 1998 года финансовый директор, например, мог, не особенно напрягаясь, зарабатывать свыше 10 тыс. долларов месяц. Опытный главбух, когда ему предлагали три «штуки», не на шутку обижался. Шофер с зарплатой в 600 «баксов» в не самой процветающей фирме искренне полагал, что ему недоплачивают.

Дефолт опустошил кошельки «белых воротничков», уменьшив их зарплаты в разы. Сотни тысяч специалистов остались на улице. Паника охватила не только вкладчиков банков, но и их работников – кредитные учреждения в худшем случае закрывались, в лучшем – резко сокращали штат. Оставшиеся без работы клерки выходили на митинги, требуя под стук мобильников о брусчатку возвращения былых зарплат.

Ситуация начала улучшаться осенью 1999 года, когда уровень безработицы снизился на 12%. Тогда же компании начали активно набирать персонал. А год спустя уровень реальной зарплаты в стране вырос на 25%. Правда, по мнению специалистов, структура зарплаты резко изменилась. Если до дефолта ее базовая часть была больше, а комиссионные меньше, то после него выросли бонусы и к тому же появилось много индивидуальных схем оплаты для отдельных сотрудников.

Инженер зазвучал гордо

Нынешнее положение дел на рынке труда считается стабильным. Экономически активное население к концу мая составило 72,1 млн. человек, или около 50% от общей численности населения страны. Люди трудятся в основном в крупных и средних организациях. В мае 2004 года таковых было 39,1 млн. человек, или 59,4% общей численности занятых.

По мнению экспертов, сейчас ситуация вернулась по многим параметрам на докризисный уровень: банковские служащие, бухгалтеры и другие работники коммерческих структур «нашли прибежище» и на жизнь, в общем-то, не жалуются. Но есть такие профессии, которые не теряли своего престижа ни до кризиса, ни во время, ни после него. Это так называемые менеджеры по привлечению клиентов, а также маркетологи. Правда, и здесь появились свои нюансы. Как рассказала «Новым Известиям» руководитель департамента по работе с клиентами рекрутингового агентства «Альфа Персонал» Людмила Ковалева, сейчас очень ценятся специалисты по стратегическому маркетингу, а среди менеджеров велик спрос на специалистов по слияниям и поглощениям.

Вместе с тем, по словам эксперта, все больше становится запросов на работников производственной сферы, в частности, на специалистов пищевой промышленности. Это связано прежде всего с тем, что российское производство начало вставать на ноги. Больше всех промышленным предприятиям нужны директора, которым предлагается зарплата от 2000 долларов, технологи, имеющие возможность заработать от 1200 до 2000 «зеленых», опытные инженеры и другие специалисты. А вот юристы, еще не так давно державшие пальму первенства в рейтинге спроса, ее уронили – рынок ими «наелся», и востребованы прежде всего достаточно «узкие» правоведы по конкретным областям юриспруденции.

Кадровый голод на фоне безработицы

Возвращение на докризисный уровень – факт не только отрадный, но и опасный, ибо он чреват неприятными последствиями. Как пояснила «НИ» глава рекрутингового центра «Зебра» Татьяна Мельникова, на рынке труда, в частности, в Москве, спрос уже начал превышать предложение. Иными словами, работы больше, чем работников. По словам эксперта, такое было и до августа 98-го: у соискателя работы были слишком завышенные требования, особенно к зарплате. В такой ситуации предприятия, стремясь утолить кадровый голод, вынуждены идти на поводу у тех, кто ищет работу. В результате, по мнению г-жи Мельниковой, может случиться так, что работодатель, делая финансовые уступки работнику, меньше средств станет вкладывать в развитие своей деятельности, а отсюда и до общего упадка производства рукой подать.

К тому же зачастую претенденты на высокую заработную плату не имеют соответствующего уровня подготовки. Однако кадровый голод так велик, что работодателям порой приходится мириться и с этим, нанимая «на вырост» заведомо неэффективных в настоящее время работников. Вообще, главный бич нашего рынка труда – это острый дефицит профессионалов. Причем к непрофессионалам специалисты относят не только тех, кто пока еще не освоил какого-либо ремесла, но и тех, кто уже получил нужное образование и специальность, но нуждается в переподготовке.

По статистике, в переподготовке нуждаются ежегодно более двух миллионов россиян. Только в Москве повышение квалификации стоит на повестке дня у 300–350 тысяч работников, тогда как за последние годы ее прошли лишь 100 тысяч человек по всей России. По прогнозам специалистов, к 2007 году экономические и социальные изменения потребуют переподготовки более 40 миллионов соотечественников.

Еще один российский парадокс: работников не хватает, компании готовы им переплачивать, надеясь впоследствии обучить или переучить, а уровень безработицы в стране остается крайне высоким. По данным Федеральной статслужбы, в конце мая числились безработными 5,8 млн. человек, или 8,1% экономически активного населения, а в органах государственной службы занятости таковых были зарегистрированы 1,6 млн. человек. Объясняется этот парадокс неравномерностью спроса и предложения на рынке труда, которая стала следствием экономических приоритетов, сформулированных еще лет 20–30 назад. В одном месте учителя днем с огнем не сыщешь, в другом педагоги в массе своей торгуют на рынках. И дело тут не только в уровне зарплат. Однако это совсем другая тема.

Легко ли быть немолодым

Если же говорить о зарплатах, то они… Впрочем, это известно едва ли не каждому. По оценкам Центра развития, среди людей с доходами ниже прожиточного минимума 30% заняты в производстве. Это в основном работники сельского хозяйства. Да и в городах необходимость подработки для очень многих – вопрос выживания. Особенно нуждаются в этом пенсионеры, молодые мамы и студенты. Однако сделать это непросто: средняя продолжительность поиска постоянной работы представителями этих социальных категорий составляет 8 лет.

Вообще же большинство работодателей хотят видеть у себя человека, как правило, в возрасте от 20 до 40 лет и с высшим образованием. Редко встретишь объявление о приеме на работу людей от 18 до 45 лет, не говоря уже о предложениях людям пенсионного возраста. Пожилым тяжелее всех. Во-первых, едва ли не все предложения об их трудоустройстве сводятся к домашней работе, за которую практически всегда платят гроши. Во-вторых, пенсионеру, который нашел работу, необходимо в течение 5 дней сообщить об этом в управление социальной защиты, предоставив справку из отдела кадров о приеме. Это нужно для того, чтобы ветерану, не дай бог, не переплатили пенсию и компенсации. Если организация или пенсионер опоздали с уведомлением и это привело к излишнему начислению пенсии, то сотрудники ПФР имеют право потребовать от работодателя перечислить на расчетный счет фонда пенсионный «излишек».

Что касается вакансий для студентов, то здесь также масса проблем. Печатные издания, сайты, вагоны метро заполнены предложениями работы для молодых, но, как правило, половина из них «липовые». «Клюнувшие» на щедрые обещания либо вообще ничего не получают, либо их долгожданные доходы не дотягивают и до половины разрекламированного работодателем заработка.

Самое распространенное предложение для молодых – это расклейка объявлений и раздача листовок у входа в метро и на дорогах у светофоров. Работодатели предлагают достойный заработок – 300 руб. за пачку, то есть гипотетически в месяц можно заработать до 6 тыс. На практике все выходит иначе: желающих подзаработать таким образом слишком много, так что трудиться приходится по графику. В результате каждому достается пачки по две в неделю, и заработок несопоставим с затраченными усилиями и временем.

Косметические примочки

Представительницы слабого пола вне зависимости от возраста нередко пытаются подработать распространением косметики. Привлекает то, что график работы отсутствует, а личный доход, казалось бы, полностью зависит от собственной энергичности и предприимчивости. Косметические фирмы, как правило, сулят солидный доход всем, кто берется за это дело.

Претенденткам на обогащение требуется заплатить первоначальный взнос, который в разных фирмах колеблется от 10 до 50 долларов. После этого дама получает каталог с наименованиями продукции и идет «в свободное плавание», то есть предлагает товар друзьям, родственникам, соседям. Доход получается из разницы цены товара, указанной в каталоге, и той, по которой продавец закупает косметику на фирме по заказу.

В студенческие времена я сама решила подзаработать таким способом. Заплатив фирме N 500 руб., что для меня в те годы было весьма существенной суммой, воодушевленная радужной перспективой, я отправилась «в люди», предлагая однокашникам довольно качественную косметику. Однако вместо покупательского ажиотажа столкнулась с вполне объяснимым недоверием: приобрести косметику по каталогу – то же самое, что купить кота в мешке.

Из более чем 200 наименований товаров, предложенных в каталоге, мне, помнится, удалось продать максимум 7. Заработок был примерно таким же, как и вложения, – около 500 рублей. Это объясняется тем, что разница между каталожной ценой и закупочной обычно небольшая – порядка 10–15%. Иными словами, я свои деньги всего лишь вернула, а фирма их заработала. Продолжать эксперимент почему-то не захотелось.



Кто почем

СпециалистыПримерная зарплата ($)
Менеджер по привлечению клиентов Оклад от 500 + проценты
Менеджер по продажам площадей за выполненную работу
Менеджер по слияниям и поглощениям До 2500
PR-менеджер От 600
Руководитель отдела менеджмента От 3000 Маркетолог От 500–600 Директор службы маркетинга От 2000 Директор по рекламе От 1500 Директор предприятия производственной сферы От 2000 Технолог на предприятии 1200–2000 Инженер на предприятии От 500 IT-специалист От 800

"