Рус
Eng

Срок службы бытовой техники хотят увеличить до 10 лет

Срок службы бытовой техники хотят увеличить до 10 лет
Срок службы бытовой техники хотят увеличить до 10 лет
25 мая, 10:39ЭкономикаФото: darksave.ru
Российские власти намерены вслед за ЕС увеличить срок службы смартфонов, телевизоров и другой сложной бытовой техники до 10 лет.

С инициативой о внедрении в России европейских техрегламентов для производителей крупной и мелкой электроники (от стиральных машин до смартфонов и ноутбуков) выступила вице-премьер Виктория Абрамченко. Она поручила Минпромторгу и Минэкономразвития проработать внедрение в России евростандартов, призванных продлить срок использования бытовой техники до 10 лет.

«Доступный ремонт должен стать альтернативой попаданию техники на свалку», — сообщает РБК.

Ранее идею сокращения «технического» мусора за счет ремонта бытовых приборов озвучил глава Минприроды Александр Козлов, который направил свои предложения Абрамченко.

В ЕС уже приняты новые технические регламенты экодизайнов электроники. Они вступили в силу в марте 2021 года, обязывая производителей обеспечить покупателям право на ее ремонт и выпускать комплектующие для замены неисправных деталей в достаточном для ремонта объеме в течение семи–десяти лет. Сейчас новые экологические регламенты распространяются на производство телевизоров, холодильников, стиральных и посудомоечных машин, фенов, однако в ближайшее время в ЕС намерены их расширить за счет включения в этот список смартфонов, ноутбуков и мелкой электроники.

По данным Минприроды, принятие таких регламентов в РФ позволит сократить количество «электронного мусора, образовывающегося ежегодно». Благодаря этому потребителям придется реже выкидывать старую и покупать новую технику.

Эксперты отмечают, что и сегодня срок службы крупной бытовой техники составляет восемь–десять лет. По закону «О защите прав потребителей» детали для ее ремонта производитель обязан иметь в наличии в течение срока службы. Но, в отличие от холодильников, фенов и стиральных машин, смартфоны и ноутбуки значительно быстрее устаревают морально, в связи с чем пользователям приходится менять их чаще, чем раз в десять лет, причем делать это приходится не из-за поломки, а в связи с развитием новых технологий.

Как отмечает руководитель общественной организации по защите прав потребителей «Юрсервис» Дмитрий Волнухин, срок службы — это не тот критерий, который скажется на правах потребителей.

«Потребителей в большей степени должен интересовать гарантийный срок. В период гарантийного срока бремя доказывания причин выхода из строя бытовой техники лежит на производителе, а за рамками гарантийного срока — на потребителе. Сейчас мы наблюдаем, что солидные автоконцерны увеличивают гарантийные сроки с 3 до 5 лет. Однако такая тенденция не прослеживается на рынке бытовой техники. Раньше „Панасоники“, приобретенные в „Березке“, служили по 15-20 лет. Холодильники „ЗИЛ“ служили 30-40 лет. Сейчас мы живем в мире одноразовых вещей. Что изменится с увеличением срока службы? В первую очередь, производитель обязан будет обеспечить производство запасных деталей в течение срока службы. Во-вторых, потребитель в течение срока службы вправе будет предъявлять претензии к производителю, если докажет, что техника вышла из строя именно по причине производственного брака. Но пока сложно сказать, как увеличение срока службы повлияет на качество бытовой техники и на ее себестоимость», — полагает юрист.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter