Posted 24 мая 2009,, 20:00

Published 24 мая 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:32

Updated 8 марта, 07:32

Дожить до осени

Дожить до осени

24 мая 2009, 20:00
Общая численность безработных в России, по самым последним данным госстатистики, достигла 7,7 млн. человек, что составляет уже 10,2% от числа экономически активного населения. При этом количество официально зарегистрированных безработных с конца апреля начало падать – сейчас их 2,5 млн. Экономисты объяснили такое расхо

Численность безработных в России, рассчитываемая по методологии Международной организации труда, с конца марта по конец апреля выросла на 200 тыс. человек – до 7,7 млн. К незанятым, по этой методике, относят всех, кто не имеет работы, но активно ее ищет. 7,7 млн. безработных – это максимальное значение с начала кризиса, в октябре 2008 года таковых насчитывалось около 5 млн. человек. А год назад, в мае 2008 года, было всего 4,1 млн.

Очевидно, что в экономике беда, людей увольняют, а найти способ заработка все труднее.

Однако в последние недели, по официальной версии, почему-то начало падать число зарегистрированных безработных. В конце апреля в органах государственной службы занятости было зарегистрировано 2 млн. 269 тыс. человек, из которых 1,9 млн. получали пособие. Зато 13 мая число безработных «со справкой» снизилось до 2 млн. 256 тыс. Такие данные озвучили на днях представители Минздравсоцразвития.

Эксперты объясняют этот разрыв тем, что увольняемые люди не хотят «заморачиваться» с регистрацией и пособиями. Вместо этого они решили переждать лето на даче. Благо годы экономического бума помогли сколотить некоторые запасы на «черный день». «Люди просто не идут на биржу труда за этим несчастным пособием. Плюс начинает играть сезонный фактор – многие уходят в сельское хозяйство», – рассказал «НИ» научный руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. «В Москве пособие – порядка 4,5 тыс. руб., но для столицы это очень маленькие деньги. А в провинции пособия еще меньше – 1 тыс., но и это уже хорошо, – поведал «НИ» директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Борис Кагарлицкий. – При этом пособие дадут, если вас уволили по сокращению. А если начальство заставило писать заявление «по собственному», шансов получить деньги у государства заметно меньше. Поэтому многие не регистрируются – ко всему прочему это трата времени и зачастую моральный ущерб. Многие из тех, у кого есть сбережения, предпочитают не искать работу 2 – 3 месяца. Думают переждать кризис».

По словам Евгения Гонтмахера, армию безработных в 7,7 млн. человек можно «грубо округлить» до 10 млн. – за счет домохозяек. Но при этом из 75 млн. экономически активного населения России только порядка 50 млн., по данным ученого, платят налоги. Следовательно, около 15 млн. россиян заняты в неформальном секторе экономики. Плохо это или хорошо – сказать трудно. Для государства плохо – к налогам у властей отношение трепетное. С другой стороны, частный извоз, торговля, ремонтные работы могут стать палочкой-выручалочкой для значительной доли безработных. Впрочем, Борис Кагарлицкий убежден: массового исхода в «серую экономику» не будет. «В 1990-е годы в неформальном секторе экономики работали до 60% россиян. И это действительно смягчало социальную напряженность. Но сейчас подобной компенсации ожидать трудно. Перейдут от силы процентов двадцать, хотя с ходу прогнозировать сложно», – сказал специалист.

Выходит, что основная масса безработных летом будет проедать «жировые отложения», лишь осенью начав поиски работы. Будет ли от этого толк – большой вопрос. «Спад экономики продолжается, и не думаю, что осенью она покажет оживление. Более того, к концу лета мы ожидаем роста банкротств предприятий. На рынок труда попадет большое число квалифицированных специалистов, менеджеров. Уже в сентябре – октябре возможны проблемы, рост социальной напряженности. В целом для российских безработных три месяца – критический срок, когда накопленные ресурсы кончаются, а будущее выглядит все более туманным», – прогнозирует г-н Кагарлицкий. «Будет ли новый рост численности безработных, четко сказать нельзя. Возможно – осенью. Во всяком случае, объективных причин для снижения безработицы нет. Рабочие места сейчас не создаются. А раз нет рабочих мест – нет роста числа занятых», – заявил Евгений Гонтмахер.

"