Posted 24 мая 2005,, 20:00

Published 24 мая 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:37

Updated 8 марта, 09:37

Стоп-машина

Стоп-машина

24 мая 2005, 20:00
Сегодня Госдума выслушает отчет сразу четырех членов правительства. Депутаты, похоже, не на шутку обеспокоились тем, что цены на топливо вопреки обещаниям кабинета не только не снижаются, но даже не могут надолго стабилизироваться. Беспокойство понятно: идет весенняя сельхозкампания, и из-за роста цен на бензин и горюч

По сведениям «НИ», инициатором министерского отчета стал комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, который в числе прочего занимается и ценообразованием. Накануне спикер Госдумы Борис Грызлов выступил со своеобразным предупреждением правительству: «К сожалению, депутаты видят, что меры по сдерживанию цен приняты не были. Поэтому обсуждение вопроса будет достаточно жестким».

Приглашения министрам были направлены почти за неделю. Премьер Михаил Фрадков поручил своим подчиненным принять личное участие в заседании Думы. В качестве главных ответчиков за рост цен на топливо предполагалось заслушать министра экономического развития и торговли Германа Грефа и министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, которому также предложено рассказать о ходе реформирования электроэнергетики. Кроме них в Охотном Ряду ждут министра сельского хозяйства Алексея Гордеева и руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева.

Между тем, как выяснилось, далеко не все приглашенные собираются прибыть на ковер к депутатам. В пресс-службе Минэкономразвития «НИ» сказали, что Герман Греф на «правительственном часе» присутствовать не сможет. «Нас поставили в известность, что Грефа завтра в Думе не будет», – пояснил представитель пресс-службы.

В пресс-службе Минпромэнерго «НИ» рассказали, что в отличие от своего коллеги Виктор Христенко к встрече с парламентариями готов. Вместе с тем чиновники выразили недоумение по поводу утверждения Бориса Грызлова о том, что правительство не пытается сдержать цены. Как заявили в министерстве, в ответ на поручения президента и правительства специалисты министерства подготовили комплекс мер. Они должны пройти через Думу, а на это требуется определенное время – быстро это не делается, уверяют чиновники.

Как удалось выяснить «НИ», Минпромэнерго намерено, в частности, предложить создать государственный резерв топлива, которое можно было бы предложить рынку в случае возникновения дефицита и роста цен. Возможно, будет выдвинута идея взимать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) без его привязки к конъюнктуре мировых цен на нефть. Федеральная антимонопольная служба, в свою очередь, будет предлагать изменения в нормативно-правовую базу регулирования рынка нефтепродуктов, совершенствование антимонопольного законодательства в сторону ужесточения наказаний за картельный сговор.

Однако эти меры вряд ли удовлетворят депутатов – чтобы они дали эффект, действительно должно пройти какое-то время. Депутатам же нужно нечто, что изменило бы ситуацию уже к завтрашнему утру. Главная мера, лежащая в этом русле, – объявить жесткое государственное регулирование топливных цен. По нашим сведениям, сегодня она может быть предложена. Речь, вероятнее всего, пойдет о ее мягком варианте: ввести госрегулирование не навсегда, а на время, пока не урегулируется ставший уже явным топливный кризис в сельском хозяйстве, которое на дороговизну бензина и солярки отвечает резким (в отдельных регионах до 20–30%) сокращением посевных площадей.

Попытки административно решить топливный вопрос у нас уже предпринимались. Последняя датирована концом прошлого года. Обеспокоенный безудержным ростом цен на бензин, президент приватно поговорил с руководством «ЛУКойла», и топливо, приостановив вначале ценовой рост, стало понемногу дешеветь. Однако надолго этого административного ресурса не хватило. Через месяц все вернулось на круги своя, и теперь мы имеем то, что имеем – то есть цены конечно же выросли.

Самый наглядный пример решения проблемы топливных цен старым советским способом – Украина. Премьер Юлия Тимошенко попыталась применить как раз очень быстрые административные меры в надежде на то, что нефтетрейдеры испугаются и пойдут на попятную. Результат не заставил себя ждать – бензин из продажи начал исчезать, у бензозаправок выстроились огромные очереди. Захочет ли российское правительство повторить этот трюк, мы узнаем уже сегодня.



Кстати

Руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович высказался вчера против административного регулирования цен на бензин, отметив, что необходимо развивать конкурентные рынки этого топлива. «Вы видели по опыту Украины, к чему может вести такое регулирование», – сказал г-н Дворкович, отметив, что на Украине было реализовано упрощенное регулирование административного характера. «Кроме очередей и дальнейшего недовольства мы ничего не получим», – подчеркнул он.


ЭТО МЫ УЖЕ ПРОХОДИЛИ

Осенью 2000 года в России случился, пожалуй, самый масштабный топливный кризис. Тогда на волне роста мировых цен на нефть резко возрос экспорт энергоресурсов. К тому же в ответ на спущенные нефтяникам госзадания по поставкам мазута и дизельного топлива неплатежеспособному сельскому хозяйству и на процветавший бартер они в разгар уборочной остановили на профилактические работы сразу несколько нефтеперерабатывающих заводов. Цены на бензин начали расти до 5% в неделю, местами увеличившись на 30%, в целом по России за год – на 25%. Возникший ажиотажный спрос на бензин только подлил масла в огонь. На заправках выстроились очереди. Выполняя поручение Владимира Путина «хорошо подготовиться к зиме», правительство резко сократило квоты на экспорт нефти, перенаправив часть энергоресурсов на внутренний рынок. Однако в ответ нефтяники просто сократили добычу нефти и ее продажу за рубеж. Экспортные трубопроводы оказались переполнены непроданной нефтью. В результате зимой 2001 года в России случился кризис перепроизводства нефти. Проблема была решена увеличением экспортных квот. В 2001 году цены на бензин снизились почти на 9%.


Чем обернется госрегулирование цен на топливо?

Советник президента Украины Борис НЕМЦОВ:

– Будет то, что произошло на Украине. Возникнет дефицит бензина. Закон рынка – это закон природы. Сначала бензин исчезнет из продажи, потом будут закрываться бензоколонки, возникнет «черный рынок», на котором бензин будет несравнимо дороже. А затем наступит хаос. Разразится экономический кризис, начнется безудержный рост цен на все.

Научный руководитель Института проблем глобализации Михаил ДЕЛЯГИН:

– Все страны, в том числе и с рыночной экономикой, регулируются. Наши сегодняшние механизмы госрегулирования – это очень слабая антимонопольная политика при сильном давлении на нефтяные компании. Но если мы будем делать так, как это сделала премьер-министр Украины г-жа Тимошенко, мы получим, с одной стороны, дефицит, с другой – удорожание нефти. Мы уже проходили нечто подобное в 1994 году, принудительно зафиксировав тогда прибыль для нефтепереработки. Но чтобы получить ту же массу прибыли, нефтяные компании стали повышать цену перерабатываемой нефти. Всякие административные рогатки легко обходятся.

Президент Московской топливной ассоциации Евгений АРКУША:

– Ответ здесь один: дефицит топлива и огромное количество фальсификата. Все будет залито суррогатами. Активизируется теневое производство низкокачественного бензина, произойдет то же самое, что на Украине. Кстати, и в Москве в какой-то момент, когда компании «ЛУКойл» настоятельно посоветовали заморозить розничные цены на свой бензин, объем фальсифицированного топлива резко вырос. Причина в том, что розницу «ЛУКойл» заморозил, а оптовые цены одновременно стал поднимать. Это привело к тому, что обозначившуюся нехватку бензина в рознице сразу же восполнили поставщики низкокачественного топлива.

Руководитель экспертного института РСПП Андрей НЕЩАДИН:

– Если мы по примеру Украины введем прямое регулирование цен, то топлива скоро не станет. Вот и все. К тому же как только мы зафиксируем цены на государственном уровне, начнется дикий отток нефтепродуктов на территории сопредельных государств – на Украину, в Казахстан, Белоруссию да и в другие бывшие советские республики. Контрабанда станет сверхприбыльной.

"