Posted 25 марта 2020, 16:59
Published 25 марта 2020, 16:59
Modified 7 марта, 15:12
Updated 7 марта, 15:12
Олег Горюнов, Виктория Сырцова
Суть вброса: на полки магазинов якобы выставляются считанные пачки гречки и макарон и прочих ходовых продуктов, чтобы создать у покупателя иллюзию дефицита и тем самым подстегнуть забрать весь последний товар.
Логика манипуляторов будто бы следующая: покупатель видит, что товар на грани дефицита и запасает для себя на всякий пожарный, полагая, что в будущем кому-то уже не достанется или подорожает до немыслимых цен.
Экспедиция «Новых Известий» по «Пятерочкам» обнаружила, что распространяемая информация об умышленном создании пустот на прилавках действительности не соответствует.
В пяти проинспектированных магазинах в районах «Солнцево парк» и «Переделкино» все продуктовые витрины ломятся от изобилия так, что даже возникают сомнения – а не готовятся ли здесь к приезду кого-нибудь важного?
Посетители торгового зала наши сомнения развеяли.
- Так было и сегодня, и вчера и неделю назад, никаких проблем с продуктами нет, - пенсионерка Клавдия Ивановна проходит мимо полок со знаменитой гречневой крупой, разговаривая с нами.
- Не из-за паники я целую тележку набрала, а потому что у меня трое детей, и мне некогда часто ходить по магазинам, вот и все. Стараемся предохраняться еще, лишний раз не ходить. Видите? У нас все в масках, а вы почему без? – говорит многодетная мать Ирина, ведя за собой малышей.
- Говорят, что некоторые полки в «Пятерочке» намеренно пустуют, - попытался вывести на откровенность корреспондент кассира.
- Сами видите – вранье, - отреагировал сотрудник магазина.
- А на складах продукты есть у вас?
- Вы не из Москвы, что ли?
- Москвич, 55 лет тут живу.
- Тогда не задавайте тупых вопросов - в Москве всегда всё было, есть и будет! – кассир начинала злиться.
В других магазинах популярной сети картина аналогична: дефицита на что-либо не зафиксировано.
Наш корреспондент перекурил с грузчиком по имени Нудар.
- Что это у вас сегодня такое изобилие? Собянина ждете?
- А ты вчера или неделю назад у нас был? Вот и не спрашивай ерунду. Как вирус пришел, так спины не разгибаю, будь проклята эта болезнь! – говорит рабочий.
В ходе эксперимента опасения по поводу маркетинговых ухищрений сетей с созданием видимости дефицита не подтвердились.
В пресс-службах сетей «ОКЕЙ», «Магнит» и «Дикси» комментировать слух о якобы маркетинговых ноу-хау в «Пятерочке» отказались.
- Мы комментариев не даем с некоторых пор. Как раз по причине обилия в последнее время фэйковых вбросов руководство приняло решение о дозированных комментариях с нашей стороны, - заявили в пресс-службе торговой сети «Дикси».
В пресс-службе самой «X5 Retail Group» на вопрос о маркетинговых штучках отреагировали со смирением:
“Мы продолжаем поставлять увеличенные объемы социально-значимых товаров с распределительных центров в магазины наших торговых сетей и принимать новые поставки круп и консервов от поставщиков. Более того, некоторые товары выставляются в торговый зал паллетами, чтобы обеспечить возросший на них спрос.
Более трех тысяч московских и подмосковных магазинов Х5 обслуживают 11 распределительных центров, расположенных вокруг Москвы. Подвоз продуктов осуществляют более 1 200 автомобилей и 2 200 водителей, введён в работу весь резервный транспорт, количество рейсов увеличено на 20%. Транспорт перераспределён для развоза категорий товаров повышенного спроса.
К обеспечению магазинов торговых сетей «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель» в Москве и области привлечено около 65 тысяч сотрудников. Отменены все отпуска, изменён график работы и выведен на работу дополнительный персонал. При нехватке товаров на полке в магазине новая поставка осуществляется в течение дня”, - заявила менеджер по связям с общественностью Х5 Retail Group Анастасия Кузнецова.
Мнимый маркетинговый ход под условным названием «создай дефицит визуально» и правда не очень сочетается с тщательно выстраиваемой в последние дни всеми ритейлерами информационной кампанией, продвигаемой во всех соцсетях под хэштегом #ТоварЕсть. Торговые сети уверяют россиян, что беспокоиться не о чем. Сотрудники запустили флэшмоб, публикуя свои фото с забитых товаром складов и у витрин, а также демонстрируют плакаты, призывающие не паниковать.
- Давайте отталкиваться от целеполагания руководства магазинов. Вот я руководитель сети магазинов и сейчас вместо того, чтобы думать, как же справиться с валом покупателей и откуда брать недостающий персонал, заставляю действующих работников, которые вкалывают сейчас итак 24X7, вертеться у полки с гречкой? И заставляю его каждую секунду следить, чтоб там было не больше-не меньше строго три пачки? А еще мне надо придумать, как же сделать так, чтоб внимательный покупатель чего подозрительного не просек в бессмысленном ежеминутном шнырянии гречневого агента – от полки к складу, от склада к полке? - говорит предприниматель, экономист Дмитрий Потапенко. -
Даже если такое шизофреническое распоряжение «О спецах по гречке» и было бы отдано внутри сети, оно бы утекло. С 3000 магазинов и 65 тысячами сотрудников технологически невозможно это провернуть бесшумно. Вот я директор, и говорю вам, сотруднику: «Подежурьте-ка весь день у прилавка с гречкой». Что скажет мне этот сотрудник? – правильно: «Идите-ка вы, директор, конем» или бы постоянно нарушали.
Начальство же ходит по своему огороду и видит, кто там эти мерчендайзеры. Большинство из них и по-русски-то толком не понимают. Им надо картинки рисовать – вот эти 10 пакетиков вот сюда вот так поставь лицевой стороной, а вот эти 20 пакетиков – сюда бочком, а вот эти 2 коробочки отсюда убрать надо. Точно понял? Я – за теории заговора, но эти товарищи никакой заговор не вытянут точно! Никакого спецзадания тут нет».
«На мой взгляд - фейк. И бессмысленный фейк. Сегодня торговле без всяких маркетинговых ухищрений приходится перестраивать логистику для того, чтобы выдержать панический спрос. К тому же сегодня сети как никогда на виду: за ними следят Минпромторг, ФАС, прокуратура, чтобы никто не воспользовался ситуацией и не повысил цены. Людей заражают другие люди, не только вирусами, но и ажиотажными закупками», - говорит директор Центра развития потребительского рынка МШУ Сколково Илья Ломакин-Румянцев.
И мы успокоим наших читателей: «Очень трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно, если там ее нет».