Posted 24 марта 2014,, 20:00

Published 24 марта 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:30

Updated 8 марта, 04:30

Принуждение к диете

Принуждение к диете

24 марта 2014, 20:00
Как заявили в Федеральной антимонопольной службе, ведомство намерено провести проверки в торговых сетях Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных областных центрах в связи с ростом цен на молочную продукцию. Такие меры предпринимаются, «если в регионе рост цен на какую-либо продукцию значительно превышает величину по с

По данным Росстата, только в период с 1 по 11 марта 2014 года инфляция в России составила 0,3% – столько же, сколько за весь март прошлого года. Таким образом, исходя из статданных, в годовом выражении инфляция выросла до 6,3%. Самый значительный скачок цен за последнюю неделю зафиксирован в сегменте плодоовощной продукции – на 1,3% в среднем. Стоимость лука, картофеля и капусты выросла на 2,5–3%. «У нас достаточный валовой сбор, но зафиксирован дефицит мощностей по хранению собранной продукции. Иными словами, мы просто не можем сохранить до весны-лета все собранные овощи. Поэтому можно ожидать дальнейшего роста цен в этом сегменте вплоть до июля-августа, когда начнется сбор нового урожая», – говорит «НИ» директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина.

Фрукты таке не остались в стороне – с начала года почти на 50% выросла и цена на бананы (примерно с 40 рублей за кг почти до 80 рублей), яблоки и картофель подорожали примерно на 30%. Такая ситуация, по мнению г-жи Тюриной, обусловлена тем, что рынок фруктов и овощей в России в зимне-весенний период напрямую зависит от импорта, и влияние на него оказывают курсы валют. Особенно это касается экзотических фруктов.

Эксперты уже неоднократно прогнозировали повышение цен на импортные товары на фоне ослабления рубля, которое в марте обострилось из-за кризисных событий на Украине и угроз экономических санкций со стороны США и ЕС. Так, финансовый директор крупной продуктовой розничной компании Сергей Пивень заявил, что компания уже ощущает переговорное давление со стороны контрагентов, доля поставок которых из-за рубежа по разным категориям составляет от 20 до 80%. В такой ситуации производители и ритейлеры, скорее всего, будут перекладывать на плечи потребителя те расходы, которые они могут понести из-за нестабильности валюты.

Руководитель Центра экономических стратегий Института экономики РАН Иван Стариков убежден, что рубль в течение года будет продолжать падать, обеспечивая дальнейшее повышение инфляционного давления, и стабилизируется только на уровне приблизительно 40 рублей за доллар и 59 рублей за евро. Это ударит по населению, увеличив долю затрат россиян на продовольствие. В настоящий момент россияне в среднем тратят на продукты питания по разным подсчетам от 35% до 45% своих доходов. Это беспрецедентно большая сумма для развитого мира – в США и ЕС этот показатель находится на уровне 10–15%.

Вторым флагманом роста цен стала молочная продукция, которая по сравнению с показателями марта 2013 года взлетела на 20–25%. Но эксперты отмечают, что в этом сегменте продукции подобный рост был ожидаем, ведь доля импорта молочной продукции на российском рынке значительна, а российские производители в настоящий момент столкнулись с сокращением поголовья скота, с сокращением производства сырого молока и задержкой выплат субсидий для сельхозпроизводителей. Иван Стариков обращает внимание, что без поддержки со стороны государства молочная отрасль рискует попасть в замкнутый круг. Молочная продукция – один из самых востребованных товаров, и спрос на нее стабильно рос до этого года, когда в начале он остановился из-за роста цен. Но даже рост цен на продукцию не может обеспечить производителей прибылью. А дальнейшее увеличение цен может привести к тому, что продукцию просто перестанут покупать. Из-за дефицита сырья производители также вынуждены увеличить закупки импортного сухого молока, что приводит к росту цен на конечную продукцию. «Но в отличие от плодоовощного сегмента, в котором имеет место сезонный фактор, здесь тенденции на снижение цены не предвидится, – отмечает Елена Тюрина. – Только если увеличится производство молока-сырья. Но это будет даже не в этом году, а только через два-три года». Как объясняет эксперт, сейчас создаются новые предприятия, которые не продают сырье, а сами его перерабатывают. И, когда они выйдут на производственные мощности – как раз через 2–3 года, их продукция сможет составить конкуренцию на рынке молочных продуктов.

Как демонстрируют данные ежемесячного мониторинга «Новых Известий», на отдельные продукты цена не только не выросла, но даже и снизилась, Например, говядина подешевела с 472 рублей (средняя цена по Москве) в декабре 2012 года до 373 рублей в марте 2014-го, цена макарон опустилась с 52 рублей до 39 рублей, а сахара – с 32 до 28. Это объясняется тем, что все эти продукты представлены в сегменте российской продукции с высокой конкуренцией. Но и тут есть подводные камни. «К сожалению, очень мало внимания уделяется так называемому скрытому росту цен, который происходит за счет использования в производстве сырья худшего качества, упрощения технологии или даже уменьшения объемов продаваемой за те же деньги продукции», – говорит «НИ» председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

Но общая инфляция формируется не только из продовольственных цен. Нужно учитывать, как будет меняться стоимость на энергоносители: электроэнергию, воду, бензин, дизель и т.д. Напомним, что для промышленных потребителей в 2014 году решением правительства тарифы естественных монополий были заморожены, и летняя индексация тарифов коснется только населения. Но вот цены на топливо растут для всех. Причем с начала года увеличились как оптовые цены, так и розница. За прошедшую неделю автомобильный бензин Аи-92 вырос на автозаправочных станциях России в среднем на 22 копейки, а Аи-95 – на 20 копеек, до показателей 30,44 рубля и 33,34 рубля за литр соответственно. Как пояснили «НИ» в информационно-аналитическом центре «Кортес», рост цен на бензин обусловлен тремя основными факторами. Во-первых, высокими ценами на нефть. Во-вторых, чисто сезонным фактором – весенним ростом спроса на автомобильный бензин из-за начала «автомобильного сезона» на фоне снижения предложения из-за плановых профилактических работ на многих российских НПЗ. И, в-третьих, ростом курса доллара, который оказывает дополнительное давление.

Напомним, с 1 января 2014 года были повышены акцизы на топливо, алкоголь и табак и был проведен налоговый маневр (повышение налога на добычу полезных ископаемых с одновременным снижением экспортных пошлин. – «НИ»), эффект от которых производители переложили на плечи покупателей. Кстати, налоги в настоящий момент составляют в среднем до 65% стоимости топлива, и потому их повышение сразу бьет по кошелькам граждан. По последним опросам, четверть россиян готовы отказаться от передвижения на автомобиле при цене на бензин свыше 40 рублей за литр. При этом ощутить на себе влияние роста бензиновых цен смогли и «безлошадники». Например, стоимость проезда по Москве на такси из Южного административного округа в аэропорт «Шереметьево» в прошлом году в среднем составляла 1100–1300 рублей, а теперь 1200–1400 рублей. Таким образом, даже если ездить отдыхать три раза в год, то разница может составить от 600 до 1800 рублей. Это повышение коснулось не только дорогостоящих поездок до аэропортов, но и обычных тарифов передвижения по городу – минимальные тарифы выросли на 30–50 рублей.

Очень заметен и рост цен на табак. По данным «большой тройки» табачных компаний, из-за роста акцизов каждая пачка прибавила в рознице в среднем 9 рублей. В первую очередь подорожание коснулось дешевых сортов табака. Нетрудно подсчитать, что выкуривающие пачку ежедневно за год потратят на сигареты на 3285 рублей больше, чем в прошлом году.

На фоне падения рубля россиянам, видимо, придется снизить расходы на товары не первой необходимости – бытовую технику, путешествия, досуг. Эксперты ожидают, что граждане предпочтут отложить накопленные, скажем, на отдых средства в сбережения «на черный день». Гендиректор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков в беседе с «НИ» отмечает, что нестабильная экономическая и геополитическая ситуация не позволяет давать точных прогнозов относительно дальнейшего развития событий. «Однозначно можно сказать только, что прогноз, увы, неблагоприятный. И поэтому очень важно, какие шаги будут предприниматься властью для нормализации ситуации», – говорит он. Но в связи с непредвиденными бюджетными тратами из-за украинского кризиса при и без того дефицитном бюджете снизить социальную напряженность может оказаться затруднительно.

ЦЕНЫ В ПОЛЬШЕ И ЛИТВЕ НЕ СЛИШКОМ ЗАМЕТНО, НО РАСТУТ

Если говорить об изменении розничных цен на еду, одежду, бытовую технику и прочие товары в Литве и соседней с ней Польше, то, безусловно, цены все время ползут вверх. Правда, не слишком заметно – есть почти незаметное повышение цен на основные продукты питания (мясо, молоко). Тем не менее владельцы супермаркетов стараются как-то компенсировать рост цен многочисленными торговыми акциями. Если учесть, что в каждом литовском поселке есть едва ли не круглосуточно открытая торговая точка, принадлежащая одной из крупных торговых сетей, регулярно выпускающих буклеты с информацией о текущих скидках, то народ, естественно, все эти скидки тщательно отслеживает. Но хотя перерабатывающие предприятия, скупающие мясо и молоко, платят за них все меньше (свою роль сыграл обнаруженный на польско-белорусской границе очаг африканской чумы), цены на мясные и молочные продукты (а с ними – и на хлеб) в литовских супермаркетах все время понемногу растут.
Есть еще один выход: скажем, от литовского городка Мариямполе до польских Сувалок всего час езды, и всегда можно съездить за продуктами (особенно за хозяйственными товарами и стройматериалами) в соседнюю Польшу, где цены в общем-то выражены теми же цифрами, только вот польский злотый на 20% «слабее» литовского лита. Также в Польше заметно больше, нежели в Литве, торговых сетей, и, значит, здесь гораздо больше возможностей наткнуться на выгодные скидки. Естественно, что любая такая поездка «окупится» лишь в том случае, если перечень необходимых покупок – длинный и серьезный.
Владимир ВОДО, Вильнюс


В БЕЛОРУССИИ ПОДОРОЖАЛ КАРТОФЕЛЬ И ПОДЕШЕВЕЛИ ЯЙЦА

За два первых месяца 2014 года рост цен в Белоруссии составил 3,6%. Это связано с тем, что правительство в начале года решило сократить с 20 до девяти позиций существующий список услуг и товаров, цены на которые регулирует Минэкономики. Поэтому ожидаемо в стране подорожали колбасы, макароны, крупы и масло. Сахар также больше не входит в группу социально значимых товаров, и розничная цена на него не регулируется. Сегодня цена за килограмм сахара в стране – 1,5 доллара. Самым значительным по росту цен за февраль 2014 года было подорожание сыров – более чем на 5% за месяц. Сегодня сыроделие – одна из наиболее эффективных отраслей молочной промышленности Белоруссии. В ноябре прошлого года сыры были исключены из списка социально значимых продуктов. С лета прошлого года сыр подорожал почти вдвое: если в июле 2013-го килограмм сыра белорусского производства стоил 7 долларов, то сегодня около 15. Алкоголь – та сфера, где государство может устанавливать минимальные цены. И было принято решение нижнюю границу поднять: алкогольная продукция крепостью 40% подорожала на 23,3%, – до 3,7 доллара за пол-литра. В магазинах с учетом торговой надбавки пол-литровая бутылка водки теперь стоит минимум 4,5 доллара. Выросла минимальная отпускная цена на импортные алкогольные напитки крепостью 40% – до 7,4 доллара за 0,5 литра. Еще один лидер подорожания – картофель. За год он стал дороже почти вдвое: по сравнению с февралем 2013 года цена выросла на 92%. Это объясняется ростом цен на топливо и удобрения. К тому же урожай картофеля 2013 года в стране был не самым удачным. Рост цен продолжается, так как с 1 февраля Белоруссия по просьбе России временно запретила ввоз картофеля из Европы. Список продуктов, которые, наоборот, подешевели, состоит всего из двух позиций: цена десятка яиц, равно как и литра растительного масла, уменьшилась на 1,5%. В непродовольственной группе товаров больше всего выросли в цене топливо, лекарства и бытовая химия. Бензин за два месяца стал дороже на 20%, медикаменты – на 11%, синтетические моющие средства – почти на 9%.
Ольга ГОРБАЧЕВА, Минск

"