Posted 24 февраля 2011,, 21:00

Published 24 февраля 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:34

Updated 8 марта, 06:34

Потребительские настроения россиян резко ухудшились

24 февраля 2011, 21:00
Потребительские настроения россиян резко ухудшились

Индекс потребительских настроений (ИПН) за февраль 2011года составил 91 пункт и откатился на уровень ноября 2009, когда в самый разгар кризиса россияне берегли каждую копейку в прямом смысле слова. И дело тут не только в сезонном явлении, компенсирующем предновогодний рост потребительского оптимизма, сообщил «Левада-Центр», который проводит эти исследования.

«Нынешние тенденции развития потребительских настроений населения России характеризуются не столько снижением оценок текущей ситуации (более того, оценки уже произошедших изменений в материальном положении своих семей респонденты оценивают все лучше и лучше), сколько растущим опасением относительно развития ситуации в ближайшее время, – поясняет руководитель отдела изучения уровня жизни «Левада-Центра» Марина Красильникова. – В результате составляющая ИПН, отражающая оценки текущего состояния в феврале, все же выше уровня годичной давности, тогда как частный индекс ожиданий заметно ниже».

По данным исследователей, потребительские настроения в феврале продолжили ухудшаться во всех основных социально-демографических группах населения, за исключением жителей Москвы. Некоторый оптимизм проявляют лишь представители наиболее обеспеченной части общества, то есть те, кто может без финансовых затруднений для семейного бюджета приобретать товары длительного пользования. По словам г-жи Красильниковой, до кризиса столь же низким ИНП был в начале 2005 года, но тогда страна находилась в состоянии экономического роста, и покупательский оптимизм понемногу нарастал. Сейчас же ситуация выглядит как резкий откат назад. Люди не хотят делать крупные покупки, а если и хотят, то не решаются, потому что не уверены в завтрашнем дне.

Эксперт также подчеркивает: крупные покупки служат прекрасным индикатором общих настроений. По ее словам, когда люди говорят, что отказываются от бытовой техники, они уже экономят на товарах повседневного спроса, а это – тренд всего потребительского рынка. А индекс ожиданий, упавший за год на 7 пунктов, говорит о том, что покупатели все меньше готовы вбрасывать денег в торговый оборот в течение ближайшего года.

"