Posted 25 января 2017,, 05:01

Published 25 января 2017,, 05:01

Modified 8 марта, 02:43

Updated 8 марта, 02:43

Как клиента московского офиса BBDO развели за спиной агентства

Как клиента московского офиса BBDO развели за спиной агентства

25 января 2017, 05:01
Владельцу интернет-магазинов «Холодильник.ру» Валерию Ковалеву обещали быструю продажу его бизнеса за сотни миллионов долларов. Но вместо денег бизнесмен получил массу проблем и попытки рейдерского захвата.

История началась, когда Валерий Ковалев решился на продажу своего актива – одного из крупнейших интернет-ритейлеров «Холодильник.ру», входящего в десятку торговых онлайн-проектов по версии Forbes и оцененный изданием в $380 млн. Продажа предполагалась не срочная – Ковалев планировал оценить все «за» и «против» при выборе партнера.

В это время с предложением своей помощи в продаже актива («быстро и в надежные руки») к бизнесмену обратился некий Юрий Истомин. Ковалев согласился на предложение, понимая, что супругой посредника является президент, миноритарный акционер, председатель совета директоров и главный управляющий директор BBDO Group Russia Элла Стюарт. Известность одного из крупнейших рекламных агентств в мире сыграла свою роль, к тому же деловая репутация госпожи Стюарт на тот момент не вызывала подозрений.

Обложка альбома Юрия Истомина (Колымы) Фото: wek.ru

Тот факт, что Истомин известен в узких кругах как исполнитель блатной песни с творческим псевдонимом Колыма, не насторожил Ковалева. Позднее выяснилось, что Истомин занимался посредничеством при получении банковских ссуд, в 2000-х годах учредил фирму — кредитного брокера «Кредит-Консалтинг». В базах межбанковского обмена указано, что ООО «Кредит-Консалтинг» занималось «подделкой документов, подтверждающих занятость клиентов при обращении в банки», имелись «проблемы с возвратностью кредитов, выданных при содействии этой фирмы». Сам Истомин признался в интервью: «Еще в 2003 году, когда я приходил к банкирам с предложением о сотрудничестве, мне говорили, что я — жулик, и наотрез отказывались со мной работать». Тем не менее, фирма продолжала заниматься работой с мелкими банками и микрокредитованием.

Элла Стюарт (вторая справа) и Юрий Истомин (крайний справа) Фото: wek.ru

А вот супруга Истомина – известная рекламщица Элла Стюарт, в девичестве Эльмира Яблокова, 1967 года рождения.

Вторым ее мужем, благодаря которому Эльмира превратилась в Эллу Стюарт, стал Дэвид Стюарт, старший менеджер Ernst & Young, впоследствии ставший крупным международным специалистом по финансам и обладающего огромными связями во всем мире, в том числе и в России. После аудиторской компании он работал финансовым директором и вице-президентом в таких крупных структурах, как «Телеросс», Golden Telecom, «Базовый элемент», ООО ПК «Борец» (добыча нефти) и «Кузбасская Топливная Компания».

Замужество способствовало карьерному взлету Эльмиры – в Ernst & Young она стала старшим менеджером, затем сменила несколько иностранных компаний и в итоге возглавила московский офис BBDO.

Как получилось, что Элла Стюарт связала себя третьим браком с исполнителем блатняка – неизвестно.

В том момент владельцу «Холодильник.ру» о схемах Истомина-Стюарт еще не было известно. По словам Ковалева, Истомин взялся за поиски покупателей и организовал ряд встреч с подставными клиентами, которых представлял как сотрудника крупного оператора мобильной связи, менеджера гигантской финансово-промышленной группы, владельца банка... Сделки не состоялись, позднее выяснилось, что о встречах в упомянутой промышленной группе не было известно, банкира не существует и т.д. Не исключено, считает Ковалев, что «потенциальные покупатели» вообще были нанятыми актерами.

Истомин же объяснил срыв сделок низкой узнаваемостью «Холодильник.ру» (при том, что Forbes включил ритейлера в десятку крупнейших по РФ) и предложил провести рекламную кампанию с помощью своей супруги – топ-менеджера BBDOGroup Russia. Вдвоем они убедили Ковалева запустить кампанию стоимостью $22 млн «всего» за $10 млн, которые Ковалев оплатил долей бизнеса -- при помощи 10% акций «Эдил-Импорт» («Холодильник.ру»). Дополнительно Истомин получил вознаграждение за привлечение инвестора в размере $2,1 млн как посредник.

От предложения сделать исполнителем по договору некое ООО «Медиа Капитал», контролирующееся Истоминым через офшор «UCF Инвест Лимитед», владелец «Холодильник.ру» отказался. Поэтому исполнителем кампании стало ЗАО «ОМД Медиа Дирекшн», дочерняя структура московского BBDO, также были утверждены объемы и подрядчики для отдельных видов работ.

Ковалев выплатил предоплату – 134 млн рублей плюс 3 млн агентского вознаграждения. Еще 3 млн рублей было уплачено за производство ТВ-ролика. Концепцию, новые слоганы и пр. элементы кампании придумывали сотрудники «Холодильник.ру».

По факту неисполнения обязательств «Холодильник.ру» подал иск в арбитражный суд о возврате денег, уплаченных за рекламу, а также заявление в правоохранительные органы. В ОМВД России по Тверскому району г. Москвы было возбуждено уголовное дело. Следствие выяснило, что реальная стоимость рекламного медиаплана, составленного Истоминым, - не более $5 млн. Предоплата в размере 132 млн. рублей в счет ЗАО «ОМД Медиа Дирекшн» со счетов исполнителя ушла некому ЗАО «Код оф трейд», а вовсе не «Видеоинтернешнл» и «НМГ». Это ЗАО в утвержденном списке подрядчиков не числилось, но через него прошло 131 млн рублей : 23 млн руб. «Код оф трейд» оставил себе, 32 млн руб. направил на оплату ТВ-рекламы, а 76 млн руб. попали на счета ООО «Медиа Капитал», того самого, которое шансонье Истомин контролирует через офшор.

Уголовное дело расследуется уже несколько лет, но обвиняемых по нему так и не появилось.

Как заявили «НИ» в московском отделении BBDO, все обязательства по договорам с фирмами Валерия Ковалева, рекламщики выполнили. То есть, и ролики произвели, и на телеканалах их разместили. А о том, что деньги клиента пошли на счета ЗАО «Код оф трейд», сам клиент знал и «молчаливо согласился».

Кроме того, юридические споры заказчика и исполнителя продолжались три года. В декабре 2016-го Арбитражный суд Москвы решил споры в пользу BBDO.

Однако на этом история не закончилась. В ответ на иски Ковалева Истомин сам пошел в наступление на «Холодильник.ру».

У шансонье было 3% акций «Холодильник.ру», еще 7% ,по словам Ковалева, Колыма намеревался купить у «инвесторов», а потом организовать рейдерских захват компании. Ковалев утверждает, что главе службы безопасности «Холодильник.ру» Истомин предлагал $500 тыс. - за помощь в организации захвата.

Еще одним выпадом против интернет-ритейлера стал иск об авторских правах - сценарий и тексты роликов с рекламой «Холодильник.ру» в 2013 году были переданы Истоминым одному подконтрольному ему офшору - кипрской компании UCF Partners Limited. На основании этого против «Холодильник.ру» подан иск в суд, истец требует 461 млн 640 тыс. рублей компенсации за якобы имеющееся нарушение авторских прав. Представителем UCF Partners Limited выступает Юрий Истомин.

По данным ответчика, общие расходы основного владельца бизнеса Валерия Ковалева на привлечение инвестора составили как минимум $6,575 млн., никакого интеллектуального, креативного либо иного участия Истомина и контролируемых им компаний в этом процессе не было – они исключительно занимались размещением рекламы. Стоимость всей рекламной кампании «Холодильник.ру» по актам выполненных работ составила 32 млн. рублей, а цена роликов — $100 тыс.

Арбитражный суд решил дело в пользу Валерия Ковалева и его компании. Однако апелляционная инстанция подозрительно быстро вынесла вердикт в пользу UCF Partners Limited, после чего почти сразу, 13 декабря 2016 года, ФССП списала 71 млн рублей со счетов «Эдил Импорт».

15 декабря 60 млн из 71 млн рублей из них были переведены на зарубежные счета UCF Partners Limited в один из литовских банков.

Понятно, что эта деятельность оппонента к BBDO формального отношения не имела. В московском офисе компании «НИ» заявили, что их уважаемая во всем мире фирма не имеет «особых отношений» с судами, органами власти в России, а так же к незаконным переводом денег за границу, и любые утверждения на эти темы «не соответствуют действительности».

Вопрос о том, в порядке ли это вещей, когда клиент не признает исполнения договора и вынужден судиться, осатется открытым.

"