Posted 24 января 2012,, 20:00

Published 24 января 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:53

Updated 8 марта, 05:53

Пошлина на модернизацию

24 января 2012, 20:00
Отмены высоких «заградительных» экспортных пошлин на бензин и мазут, установленных после прошлогоднего топливного кризиса, в ближайшее время, судя по всему, не будет. Как заявил вчера руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, при сегодняшнем объеме производства нефтепродуктов снижение экспортных т

Повышенные экспортные пошлины на нефтепродукты были введены в прошлом году для стабилизации ситуации на внутреннем рынке и борьбы с возникновением дефицита топлива. С тех пор ряд нефтяных компаний неоднократно заявлял, что эта мера уже исчерпала себя, и действие «заградительного» вывозного тарифа необходимо прекратить. Дело в том, что пошлина на экспорт бензина остается на неизменно высоком уровне – 90% от стоимости поставки, в то время как пошлина на экспорт сырой нефти с февраля начнет существенно снижаться. Понятно, что это не стимулирует компании к глубокой переработке углеводородов, побуждая их гнать на экспорт сырую нефть.

Ситуация осложняется тем, что модернизация отрасли ранее была объявлена правительством приоритетной задачей. В частности, это касалось планов перехода на производство высокооктанового бензина. Чтобы эти планы исполнились, нефтяники должны инвестировать очень солидные средства в реконструкцию имеющихся мощностей. Но как заставить корпорации модернизироваться и вкладываться в нефтепереработку, если производство бензина становится невыгодным, чиновники не объясняют. Что же касается задачи удержать цены на автомобильное топливо на низком уровне, то достигнутое между властями и компаниями соглашение распространяется строго на период до окончания президентских выборов.

Ситуация складывается патовая: ходить игрокам просто некуда. Хотя высокие пошлины на экспорт бензина действительно помогли остановить отгрузку его на экспорт и создать солидные запасы топлива на случай повторения топливного кризиса, а также удовлетворить внутренний спрос, такая мера может рассматриваться лишь как «пожарная» и кратковременная. Ведь именно дефицит мощностей по глубокой переработке нефти, по оценкам экспертов, как раз и стал причиной прошлогоднего бензинового дефицита. Очевидно, что уже в обозримой перспективе властям придется чем-то пожертвовать: либо относительно стабильной стоимостью заправки топливом автомобилей, либо модернизацией отрасли, поскольку в наших условиях одно исключает другое.

Эксперт департамента аналитики инвестиционной компании Илья Балакирев рассказал «НИ»: «Регуляторы сейчас по-прежнему пытаются усидеть даже не на двух, а на трех стульях – стимулировать обновление перерабатывающих мощностей, в то же время сдержать рост цен для населения, но при этом и обеспечить наполнение бюджета акцизами и пошлинами. Получается не очень хорошо, ведь задачи , по сути, противоположные. Поэтому единственный явный эффект, которого удалось добиться за счет введения ограничительных пошлин, – это снижение объемов переработки. Ведь выгоднее стало продавать сырую нефть, либо, что то же самое, перерабатывать ее на зарубежных мощностях». В дальнейшем, по словам г-на Балакирева, «если пошлины останутся высокими, то это только усугубит дефицит топлива».

Такую оценку разделяет и руководитель аналитического отдела инвестиционной компании Алексей Матросов, сказавший «НИ»: «Высокие пошлины на экспорт нефтепродуктов негативно сказываются на прибыли нефтяных компаний. Увеличения производства нефтепродуктов, в частности бензина, можно ожидать лишь при снижении высоких пошлин». Пока же, по оценке специалиста, «компании уменьшают производство нефтепродуктов из-за снижения прибыли, что будет поддерживать цены на бензин на достаточно высоком уровне в долгосрочной перспективе».

Еще один инвестиционный аналитик Виталий Михальчук считает, что подобное сидение государства на нескольких стульях окончится уже скоро, причем для всех печально. «К лету нас ждет очередной рост спроса на топливо. Нефтяники к этому времени постараются поднять цены, так что очередного конфликта между вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) и ФАС избежать будет крайне сложно. До середины года цены на бензин вырастут на 4–5%, а по итогам года их повышение составит около 15%», – сообщил «НИ» эксперт.

"