Posted 23 ноября 2005,, 21:00

Published 23 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:25

Updated 8 марта, 09:25

Тоска по народному контролю

23 ноября 2005, 21:00
Борьба с контрафактной продукцией в России ведется неэффективно. К такому выводу пришли вчера участники конференции «Производители против подделки: стратегии победы», которая состоялась в Центре международной торговли. Видимо, разуверившись в действенности усилий законодателей и правоохранительных органов, они предложи

Объемы производства и продаж контрафактной продукции с каждым годом только увеличиваются. По оценке Всемирной таможенной организации, доля подделок в общем объеме розничных продаж во всем мире составляет 7% (или 512 млрд. долларов в денежном выражении). В России, по данным Ассоциации международного сотрудничества негосударственных структур безопасности, контрафакта ежегодно реализуется на сумму 3 млрд. долларов.

Самый лакомый кусок для лжепроизводителей у нас – это рынок аудио- и видеопродукции. По экспертным оценкам, до 80% аудиокассет и компакт-дисков на российском рынке поддельные. Если говорить о видеокассетах и DVD, доля контрафакта составляет 70%. Это, конечно, плохо, но для здоровья не опасно. Хуже другое: российский рынок лекарственных препаратов на 30% состоит из подделок. По оценкам специалистов, фальсифицированных медикаментов ежегодно продается на 300 млн. долларов.

Президент Всероссийской организации качества Геннадий Воронин полагает, что до тех пор, пока в нашей стране не будет изменено законодательство, все разговоры о борьбе с контрафактом бессмысленны. «В некоторых штатах США за подделку лекарств грозит смертная казнь. В Турции за это приговорят к пожизненному заключению. А у нас не было еще ни одного случая, чтобы мошенников хотя бы в тюрьму посадили, все заканчивается мелкими штрафами», – уверяет специалист.

Как рассказал г-н Воронин, фальсифицированные товары захлестывают все новые сферы. В пример он привел бурно растущее производство отечественных подпольных обувных фабрик и цехов. По данным Росстата, ежегодно в России продается около 220 млн. пар обуви. В 2004 году наши производители выпустили всего 60 млн., кстати, на 4% меньше, чем за предыдущий год. По документам импортной обуви российские торговые фирмы закупили 54,4 млн. пар. Таким образом, делает вывод г-н Воронин, происхождение 105,6 млн. пар, которые были проданы, не установлено. Если предположить, что себестоимость каждой пары составляет 500 руб., а продавать ее будут хотя бы за 1 тыс. руб., прибыль зашкалит за 50 млрд. руб. «Денег хватит с лихвой, чтобы с потрохами купить любую армию инспекторов и чиновников», – убежден эксперт.

После долгого обсуждения путей решения проблемы участники дискуссии пришли к весьма неожиданному выводу: чтобы сдвинуть дело, необходимо возродить институт народного контроля. В некоторых выступлениях звучала мысль, что активистами борьбы против контрафакта могут стать «дотошные пенсионеры с прошлым опытом работы на производстве и в торговле», которые, «будучи не зараженными вирусом коррупции», как убеждены производители, «будут докапываться до самой сути причин появления на прилавках недоброкачественных товаров и услуг». Нельзя сказать, что все участники конференции с этой идеей согласились, однако она была явно доминирующей.

ОТ ПОДДЕЛОК СТРАДАЮТ ВСЕ

По данным немецкой фирмы «Гизеке и Девриент», общий ущерб от продажи подделок в Европе составляет 250 млрд. евро, из них около 25 млрд. приходится на Германию. По пяти основным группам высокотехнологичной продукции объем подделок (от общего числа выпущенных товаров) на мировом рынке распределен следующим образом:

37% – программное обеспечение;
33% – аудио- и видеопродукция;
21% – одежда;
10% – запчасти для автомобилей;
7% – фармацевтическая продукция.

Основные производители и поставщики контрафакта на мировой рынок в Восточной Европе – это Польша (23%) и Чехия (16%), в Юго-Западной Европе – Италия и Греция (по 10%); в Азии – Турция (12%) и Китай (22%).

"