Posted 24 октября 2016,, 11:02

Published 24 октября 2016,, 11:02

Modified 8 марта, 02:30

Updated 8 марта, 02:30

Когда партнеры – в минусе

Когда партнеры – в минусе

24 октября 2016, 11:02
Управление Федеральной антимонопольной службы в Татарстане возбудило дело в отношении спутникового оператора «Триколор ТВ». Как выясняется, завышение тарифов на распространение сигнала - обычная практика.

Татарстанское УФАС возбудило дело по поводу повышения тарифов «Триколор ТВ» (НАО «Национальная спутниковая компания») и запрашивает участников рынка о тарифах оператора.

При этом в УФАС подтвердили, что дело в отношении «Триколор ТВ» возбуждено по признакам нарушения закона «О защите конкуренции», «выразившегося в экономически необоснованном повышении стоимости услуг, осуществленных в течение последних двух лет по договору на предоставление доступа к сети связи телеканала «ТНВ-Планета»».

Опрошенные руководители региональных каналов выразили недоумение таким повышением тарифов.

Гендиректор ТРК, депутат Госсовета Татарстана Ильшат Аминов подтвердил, что «Триколор ТВ» вдвое повысил тариф на распространение «ТНВ-Планеты». В республике компания имеет «почти 100 тыс. семей», по стране еще больше, отмечает господин Аминов. «Мы давно работаем через эту сеть, и уйти никуда не можем»,- добавил он.

«Мы – в похожей ситуации с татарстанскими коллегами, - сказал в беседе с корреспондентом «НИ» генеральный директор телеканала «360 ТВ» Вячеслав Духин. - «Триколор» повышает расценки каждый год – и в прошлом году повышал, и в позапрошлом. У нас эта система вызывает вопросы и недоумение. Речь идет о ресурсе, где у нас нет альтернатив. Значительная часть нашего контента носит социальный характер, есть жители в таких домах, где единственная возможность получить доступ и к нашему каналу, и к каналам коллег – только «Триколор». Но главная проблема в том, что у нас нет выбора».

По информации экспертов медиарынка, вещание через спутник «Триколор ТВ» обходится региональным каналам в 1,5 – 2 млн рублей в месяц, что вдвое дороже, чем расценки на спутниковое вещание в сети ФГУП «Космическая связь». При этом частота и спутник у «Триколора» - государственные. А ресиверами, через которые идет распространение сигнала, владеют абоненты. Как мы уже писали, к владению этим оборудованием с установленными искусственными ограничениями по переходу пользователей к другому оператору - так же возникают вопросы.

Разумеется, что у «Триколора» есть своя позиция по поводу высокой стоимости договоров с поставщиками контента, и она похожа на позиции торговых сетей -монополистов, уверяющих что средства поставщиков уходят на пиаровские и маркетинговые акции. В свое время этот аргумент не смог защитить торговые сети, вряд ли он будет принят сегодня, к тому же опрошенные представители каналов уверяют, что такого пункта в предмете договора нет. Предмет договор- услуга связи.

Если УФАС Татарстана удастся доказать, что спутниковый оператор нарушил закон, то «Триколор ТВ» будет вынужден внести изменения в договоры с телеканалами и четко прописать условия, в частности, по пересмотру тарифной сетки. Но прогнозы об исходе дела преждевременны.

«Каждый договор имеет свой срок, мы заключаем с «Триколором» на год, но, в соответствии с законом, любой договор может быть прекращён при предварительном уведомлении за месяц, - рассуждает Вячеслав Духин. - Мы – полностью зависимая сторона – у нас нет рычагов и иного способа влияния. С интересом будем наблюдать и ждать решения контролирующих органов Татарстана, советоваться с юристами и принимать решения».

Но претензии к «Триколору» есть не только в части необоснованности тарифов на доступ к спутнику. В сентябре Комиссия Федеральной антимонопольной службы России (ФАС) признала «Национальную спутниковую компанию (бренд «Триколор ТВ») нарушившим закон о рекламе. В надзорном ведомстве посчитали, что реклама цифрового телевидения «Триколор ТВ» под лозунгом «Ноль рублей за комплект оборудования» на телеканале НТВ вводит потребителей в заблуждение.
При этом стоит отметить, что данная рекламная акция «Триколора» бьет по бизнесу НТВ, также работающем в этом сегменте. Впрочем, важно, что ФАС хоть как-то отреагировала на запрос.

В свою очередь, эксперт в области антимонопольного законодательства Александр Белов говорит, что быстрых решений в отношении «Триколор ТВ» ждать не стоит и не исключает того, что в итоге надзорный орган попытается выйти на декларационное соглашение между сторонами спора , обязав спутникового оператора соблюдать права клиентов.

«Это было бы сверхактуально в части работы «Триколора» с производителями контента. – рассуждает Белов. - В декларационном соглашении могли бы быть прописаны, например, механизмы расчета рыночных цен на основные услуги «монополиста» и на стоимость закупки контента у каналов с бюджетным финансированием».

Вместе с тем, Белов отметил, что ФАС может понадобиться время для того, чтобы признать «Триколор» и холдинг, производящий оборудование - единой группой лиц, доминирующей на рынке спутникового телевидения, и после этого станет легче работать с нарушениями, учитывая риск взыскания оборотного штрафа».

Но «Триколор ТВ» все претензии в свои адрес отклоняет. Неспешность ФАС и отсутствие судебной практика пока играет на стороне оператора. И это лишний раз подтверждает известную истину: в России хромает антимонопольное законодательство, можно сколько угодно говорить о том, что ситуация меняется, но реальное положение дел далеко от идеального - естественные монополии продолжают давить потребителей и независимые компании.

Но если естественные монополии на традиционных рынках (газ, электричество, логистика) давно определены и у ФАС с ними худо - бедно налажена система контроля, то новые монополии - возникшие в начале 21 века, до сих пор прячутся, и у ФАС немного механизмов и ресурсов, чтобы контролировать их деятельность.
Например, за нарушение закона о рекламе ФАС может выставить оператору штраф до 500 тыс. рублей. Но полмиллиона рублей для компании с многомиллиардными оборотами – сумма ничтожная. При этом в арсенале ФАС существуют куда более внушительные штрафы, например, оборотный, когда компания, получившая необоснованную выгоду, должна вернуть государству и гражданам процент с оборота. А там суммы куда больше.

И если в случае с введением потребителей в заблуждение, довольно сложно посчитать (а значит доказать в суде), сколько клиентов потеряли свои деньги, то в случае с завышением стоимости за распространение сигнала, перспектива добиться восстановления справедливости выглядит весьма серьезно.

Известно количество телеканалов – партнеров «Триколора» и тарифы на распостранение их сигнала. Экономистам несложно посчитать общую сумму ,связанную с завышенной ценой за «вход на спутник». Посчитать - и вернуть государству. Учитывая, то что «Триколор» работает уже не один год, речь может идти штрафе в десятки и даже сотни миллионов рублей.

Пока «Триколору» удавалось доказывать, что он «не монополия» и, вероятно, не занимает доминирующее положение на рынке платного телевидения. Но подсчеты велись в сравнении с широким сегментом всего телевидения в РФ, что может быть не совсем корректно.

Вместе с тем, компания «Триколор ТВ» имеет в настоящее время в качестве своих абонентов 75,8% от общего количества потребителей услуги спутникового телевидения в России.

Особенно сильна монополия «Триколор ТВ» в населенных пунктах с числом жителей менее 100 тыс .человек (в них проживает чуть больше 50 процентов населения России).

Официальный сайт «Триколор ТВ» содержит следующую информацию: «По данным международной аналитической компании IHS, «Триколор ТВ» — лидер российского рынка платного телевидения (30%), в спутниковом сегменте доля оператора порядка 75%. В конце 1 квартала 2016 года абонентская база «Триколор ТВ» составила 11,87 млн домохозяйств». Этих данных может быть достаточно для признания корпорации - «занимающей доминирующее положение на рынке».

Уже сегодня мы можем констатировать, что абонентов «Триколора», возможно, ждут лучшие времена, и события могут развиваться по аналогии с процессами, происходившими в компаниях сотовой связи. При накоплении критической массы претензий будут приняты законодательные акты, дающие возможность покончить со «спутниковым рабством» как для производителей контента, так и для потребителей, которые получат возможность переходить на другую платформу со своим оборудованием, выбирая где лучший сервис и любимые каналы…

"