Posted 23 сентября 2012,, 20:00

Published 23 сентября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:34

Updated 8 марта, 05:34

Игры на грани дефицита

Игры на грани дефицита

23 сентября 2012, 20:00
К 1 сентября запасы зерна в стране составили 34,6 млн. тонн, что на 20% меньше, чем в 2011 году. Урожай ожидается на уровне 70–73 млн. тонн вместо планируемых 75 млн. При этом потребление достигло 69 млн. тонн в год. Исходя из этих данных, правительство рассматривает вопрос об ограничении экспорта, о чем сообщил в пятн

Андрей Белоусов обратил внимание на слишком быструю динамику роста цен на внутреннем рынке. По словам министра, цена на пшеницу за последний месяц уже выросла с 5 до 8 тыс., а к концу года может составить более 9 тыс. руб. за тонну. Кроме того, чиновника настораживают темпы экспорта на фоне постоянно снижающегося прогноза урожая – с 1 июля по середину сентября из России уже вывезено 6 млн. тонн зерна. Год назад при урожае в 94 млн. тонн к этой дате было экспортировано 7,4 млн. тонн. Экспортный энтузиазм не удивителен – в этом году погодные условия нанесли урон по урожаю не только в России, но также в США, Бразилии, Австралии, Казахстане. Мировые цены растут, чем спешат воспользоваться производители. Глава МЭР признал, что введение ограничений – это плохо, однако, по его мнению, правительство должно защитить внутренний рынок, на котором может возникнуть дефицит. А в случае роста цен на зерно подорожают и другие виды продовольствия, в частности, мясо и молочные продукты. Напомним, что последний раз ограничения на экспорт вводились после беспрецедентной засухи 2010 года.

Слова Андрея Белоусова быстро опроверг курирующий аграрный сектор вице-премьер Аркадий Дворкович. «Экспорт будет в нормальном режиме, учитывая, что ситуация развивается предсказуемо, и никаких потрясений не будет», – заявил он, отметив, что ограничение ситуацию на рынке не исправляет, поскольку ведет к дополнительному росту мировых цен. По мнению Дворковича, у государства есть другие инструменты воздействия на рынок – прежде всего интервенции. Впрочем, решение об их проведении Минсельхоз может принять не ранее декабря. Согласно официальному прогнозу Минсельхоза, экспорт зерна в этом сельскохозяйственном году (июль 2012 – июнь 2013 года) может составить 10–14 млн. тонн.

Опасения чиновников МЭР необоснованны, считает президент Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон, по расчетам которого в России на ежегодное потребление хлеба уходит не более 20 млн. тонн зерна. «Запасы с прошлого года составляют 10–15 млн. тонн зерна. А по самым пессимистичным прогнозам по урожаю этого года, Россия соберет не менее 70 млн. тонн, – напоминает эксперт. – Поэтому для беспокойства поводов нет». Собеседник «НИ» напомнил, что в июне 2012 года стоимость пшеничной муки была ниже прошлогодних показателей на 9%. Поэтому, по мнению эксперта, рост цен на хлеб не превысит уровня инфляции и за 12 месяцев составит в среднем по стране 4–5%.

Экспортный потенциал России, безболезненный для внутренней продовольственной безопасности, составляет 10–11 млн. тонн, говорит аналитик рынка из Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Олег Суханов. «Поэтому необходимости для ограничения экспорта зерна в этом году пока нет», – считает он. При этом эксперт отмечает, что оценить внутреннее потребление в стране довольно сложно. «Сколько оно составляет на самом деле, никто не знает – ни Росстат, ни Минсельхоз, – констатировал г-н Суханов. – В ряде регионов отчетность формируется таким образом, что кормят несуществующим зерном несуществующих коров. В других регионах высока доля частного сектора. По Росстату, оно должно быть 69–70 миллионов тонн. Но на самом деле, может быть и 66 миллионов тонн. По расчетам ИКАР, в этом году внутреннее потребление составит 66,7 миллиона тонн».

"