Posted 23 сентября 2004,, 20:00

Published 23 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 02:20

Updated 8 марта, 02:20

Владимир Мау

Владимир Мау

23 сентября 2004, 20:00
О плюсах и минусах интеллектуальной миграции «Новым Известиям» рассказал ректор Академии народного хозяйства доктор экономических наук Владимир МАУ.

– Владимир Александрович, не только российские студенты уезжают на учебу за границу, но иностранные тоже приезжают к нам…

– Приезжающие из других стран студенты платят за образование деньги и приносят тем самым доход нашей стране. Правда, сейчас поток студентов-иностранцев уменьшился. Это серьезная проблема, ведь те кадры иностранных специалистов, которых раньше готовили у нас, становились российским лобби в своих странах. Поэтому отдельная задача государства – организация и поддержка обучения иностранных студентов в России, а также развитие филиалов университетов, центров образования за рубежом, особенно в странах СНГ. Этот вопрос должен решаться государством, а не усилиями отдельных учебных заведений. Образовательный рынок огромен. Он будет расти, потому что постиндустриальный мир, в который попадает Россия, требует постоянного обновления знаний, непрерывности образования. Сейчас речь идет о реформировании не только среднего или высшего образования, но и других его сегментов, в том числе обучения иностранцев.

– Министерство образования не один год бьется над проблемой переизбытка специалистов с высшим образованием и недостатка специалистов среднего звена. Правительство боится, что дефицит выпускников колледжей и техникумов замедлит экономический рост?

– В какой-то мере опасность есть, но это все-таки не главный ограничитель экономического роста. Неразвитость рыночных институтов, слабость и неэффективность правоохранительной и судебной систем сегодня гораздо важнее для решения задачи удвоения ВВП. Что же касается специалистов среднего звена, то проблема здесь не только в сфере образования. У нас низка мобильность рабочей силы, что связано с неразвитостью финансовой системы, в частности, ипотечного кредитования, и бедностью значительных слоев населения. Свою роль играют проблемы регулирования миграции. Мы могли бы активнее привлекать наших соотечественников из ближнего зарубежья на работу в Россию, особенно по дефицитным специальностям. Хороший опыт такого рода имеется, например, в Германии, Канаде.

– Не может ли так сложиться, что скоро нам не будет хватать не только рабочей силы, но и интеллигенции, ведь выпускники многих российских вузов уезжают работать за рубеж?

– Это иллюзия, что выпускники покидают свою родину. Наоборот, сейчас, на этапе экономического подъема, многие возвращаются, потому что здесь им открываются новые возможности.

– Но беда в том, что на Запад большими партиями уезжают научные деятели, потому что там их разработки востребованы. Мы теряем научную школу…

– Да, это очень печально. К сожалению, в лабораториях развитых стран денег на оборудование, на эксперименты тратится намного больше, чем у нас. Это и привлекает российских ученых. Причем отъезд одного гения физики гораздо страшнее, чем потеря тысячи физиков среднего уровня. Решение проблемы очевидное и вместе с тем трудное – повысить уровень экономического развития. Удвоится ВВП – более чем удвоятся государственные средства, выделяемые на науку.

"