Posted 23 июля 2008,, 20:00

Published 23 июля 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:55

Updated 8 марта, 07:55

На тропе керосиновой войны

23 июля 2008, 20:00
Федеральная антимонопольная служба возбудила очередное дело против участника рынка авиакеросина. На сей раз в «черный список» попал бурятский монополист, не желающий заправлять самолеты чужим топливом. Кроме того, ФАС пообещала в судебном порядке добиваться снижения цен на авиакеросин от крупнейших нефтяных компаний ст

Очередной «жертвой» резко активизировавшейся ФАС стала бурятская компания «Аэрофьюэлз Улан-Удэ». Поводом для возбуждения дела против нее стала жалоба «Бурятских авиалиний» – их просто отказались обслуживать. Как сообщили «НИ» в Бурятском управлении ФАС, «Аэрофьюэлз Улан-Удэ» – единственный хозяйствующий субъект в регионе, предоставляющий услуги по хранению авиатоплива и заправке самолетов «в крыло».

«Авиаперевозчик обратился в «Аэрофьюэлз Групп» с просьбой о хранении купленного у стороннего поставщика топлива в хранилищах «Аэрофьюэлз Улан-Удэ». Компания отказала перевозчику, хотя, как выяснило УФАС, экономически и технологически это не было обосновано. Причем отказали устно, а не в письменной форме», – прояснили нам ситуацию. Антимонопольщики квалифицировали это как злоупотребление доминирующим положением на рынке и возбудили дело против бурятского монополиста.

За последние восемь месяцев, по данным ФАС, цены на авиатопливо в стране выросли на 70%. Сейчас тонна керосина в Московском регионе стоит более 35 тыс. руб., что примерно на 20% выше, чем в странах Европы. Главным направлением удара стали нефтяные компании, которые, как считают в ФАС, являются главными виновниками роста цен. На днях стало известно о начале проверок крупнейших НК страны («ЛУКОЙЛ», «Газпромнефть», «ТНК-BP», «Роснефть» и «Сургутнефтегаз») на факт монопольного завышения цен на авиатопливо. «Если подтвердится факт установления монопольно высокой цены, то НК в судебном порядке будет предписано снизить цены на отпускаемое топливо», – заявил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. Глава «Газпромнефти» Александр Дюков ответил на это вчера, что в росте цен на авиатопливо нефтяные компании не виноваты. По его словам, основным фактором подорожания стало повышение цен на нефть и авиакеросин в мире.

Однако ФАС эти доводы не убедили. «Цена на авиационный керосин на внутреннем рынке не может превышать цену поставки нефтепродуктов на экспорт, за вычетом стоимости транспортировки и пошлины. Сейчас ситуация такова, что доход от потребителей внутреннего рынка у НК на 1,5–3 тыс. руб. выше, чем от потребителей внешнего рынка. Мы считаем, что это недопустимо. Цена должна формироваться исходя из баланса спроса и предложения на внутреннем рынке», – парировал Анатолий Голомолзин. По его словам, если компании не пойдут на снижение цен на нефтепродукты, то это будет рассматриваться как отягчающее обстоятельство при установлении размера штрафа, который может составить до 15% от годовой выручки за предыдущий год.

Вместе с тем представители НК и ФАС в один голос заявили, что решить проблему можно с помощью заключения прямых долгосрочных контрактов между нефтяниками и авиакомпаниями, в обход посредников. Однако, по мнению главы подкомитета по моторному топливу Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Островского, практика прямых контрактов в условиях монопольного положения поставщиков как раз и стала одной из причин роста цен – поставщик сам устанавливает цену, причем отнюдь не всегда рыночную. По его словам, альтернативой может стать биржевая торговля авиакеросином.

"