Posted 24 июня 2016,, 10:53

Published 24 июня 2016,, 10:53

Modified 8 марта, 02:56

Updated 8 марта, 02:56

Большинство подростков сомневаются в своей финансовой грамотности

Большинство подростков сомневаются в своей финансовой грамотности

24 июня 2016, 10:53
Большинство подростков сомневаются в своей финансовой грамотности
Сюжет
Деньги

Более половины подростков (14–17 лет) считают, что довольно хорошо умеют распоряжаться деньгами, однако оценивают свою финансовую грамотность в основном как неудовлетворительную и среднюю, а 53% опасаются, что в будущем их финансовых знаний будет недостаточно. Таковы итоги всероссийского опроса, обнародованного 24 июня, который был проведен Аналитическим центром НАФИ в рамках проекта Минфина РФ и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Около половины опрошенных подростков высоко оценивают свои навыки распоряжения деньгами – 16% поставили себе максимальные 5 баллов, еще 39% выбрали ответ «скорее умею». Минимальные 1–2 балла указали 18% участников опроса. Основным источником знаний о распоряжении деньгами выступает семья – это сообщили 81% юных респондентов. Занятия в школе или высшем учебном заведении как канал получения финансовых знаний отметили 8%.

Более половины учащихся 14-17 лет полагают, что в будущем имеющихся финансовых знаний для них будет недостаточно (53%). Только треть (34%) выразили обратное мнение. На оценку достаточности знаний в будущем в большей степени влияет самооценка навыков распоряжения деньгами: чем она выше, тем чаще подростки говорят о достаточности знаний.

Наличие навыков финансового учета измерялось исследователями из НАФИ через способность оценивать текущие траты и остатки средств. Около 80% участников опроса указали, что знают, сколько потратили за неделю: 26% готовы были назвать точную цифру, 49% – приблизительную. Вовлеченность в практику учета доходов и расходов характерна только для трети респондентов: 8% ведут полный учет, 24% – приблизительный.

Половина опрошенной молодежи так или иначе участвуют в обсуждении семейных финансов: 16% указали, что родители с ними советуются, а 34% – только информируют. Две трети опрошенных учащихся указали, что в их семье обсуждают вопросы, связанные с деньгами, экономикой и финансами, но эти беседы носят эпизодический характер (56% выбрали формулировку «иногда», 12% – «регулярно»).

В то же время подростки 14–17 лет достаточно скептично оценивают свой уровень финансовой грамотности: более трети дают низкие оценки (15% указывают отсутствие навыков, 24% – неудовлетворительные знания), около половины – средние (48% поставили «удовлетворительно») и только 13% – в сумме хорошие и отличные.

Заместитель директора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов в беседе с «НИ» высказал мнение, что экономическую грамотность следует прививать в массовом порядке еще со средней школы. По его мнению, большую пользу принесли бы короткие передачи из регулярного просветительского цикла по насущным экономическим темам на федеральных теле- и радиоканалах.

"