Posted 23 июня 2013,, 20:00

Published 23 июня 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:57

Updated 8 марта, 04:57

Не производит впечатления

Не производит впечатления

23 июня 2013, 20:00
Молодых людей с каждым годом становится все сложнее заманить на производства. Такой вывод содержится в исследовании Института социологии РАН. Новое поколение почти поголовно хочет работать в офисах, даже если зарплата там будет ниже, чем на заводах. Вместе с тем в течение последних 30 лет число молодых рабочих, трудящи

Чтобы выяснить предпочтения молодых людей относительно трудоустройства, исследователи Института социологии проанализировали результаты опроса среди молодежи и данные Росстата по 13 регионам России – Санкт-Петербургу, Псковской, Ярославской, Смоленской, Орловской, Ульяновской, Свердловской, Новосибирской, Воронежской, Ростовской областям, а также Татарстану, Башкортостану, Красноярскому краю. Также социологи изучили данные о кадровой ситуации на промышленных предприятиях, высокотехнологичных и обрабатывающих производствах, имеющих собственные центры профессиональной подготовки и привлекающих молодых рабочих к основному производству.

Как отмечается в исследовании, до середины 1980-х годов большинство экономически активной молодежи (80%) трудились на различных производствах, при этом в промышленности из них были заняты 37,5%. Однако последовавшие вскоре экономические потрясения привели к закрытию большей части производств, в результате чего уже к 1995 году число молодежи в промышленности сократилось до 22%. К 2010 году ситуация стала выглядеть следующим образом: в отраслях непроизводственной сферы занята большая часть 20–29-летних – 67%, а отрасли материального производства охватывают только 33% молодых.

По мнению ученых, нежелание молодых людей работать на заводах – это прежде всего результат изменений в системе ценностей российской молодежи и показатель низкой привлекательности производственных отраслей и рабочих профессий. Как отмечают социологи, рабочими чаще всего становятся выходцы из рабочих же семей, начинающие свой профессиональный путь сразу после окончания школы. Только у 46% современных молодых рабочих доходы родителей позволяли семье нормально питаться, покупать одежду и недорогую домашнюю технику. Больше чем в трети семей (37%) денег хватало впритык, а 6% просто бедствовали. При этом, выбрав профессию рабочего, эти ребята нередко ощущают себя неудачниками и стремятся сменить работу, даже если зарабатывают не меньше и даже больше офисных менеджеров.

Таким образом, исследователи зафиксировали замкнутый круг. Предприятия заинтересованы в квалифицированных рабочих, поэтому готовы вкладываться в их обучение. В то же время приблизительно треть представителей рабочих профессий имеют твердое намерение уйти в иную сферу. Рабочая должность для самых лучших рабочих – это всего лишь «зал транзита».

Выводы социологов по этому поводу подтверждают экономисты. Недавно Институт экономической политики им. Гайдара провел анализ регулярных опросов руководителей предприятий. Результаты показали, что в 2012 году резко выросла доля предприятий, испытывающих нехватку работников. Порядка 30% из них признают, что проблема нехватки кадров может препятствовать росту промышленности. Больше всего проблем возникает при найме квалифицированной рабочей силы. С такими трудностями при поиске квалифицированных рабочих сталкиваются 37% предприятий.

"